Восемь ликов озера Бива: изображение Японии в новеллах Даутендея – доклад Марии Торопыгиной
5 ноября в рамках японистического семинара состоялся доклад профессора ИКВИА ВШЭ М.В. Торопыгиной на тему «Запад и Восток в новеллах немецкого писателя Макса Даутендея “Восемь ликов озера Бива” (“Die acht Gesichter am Biwasee”, 1911)».
Отец Макса Даутендея (1867–1918) был преуспевающим фотографом. Карл Даутендей (1819–1896) девятнадцать лет проработал в Петербурге, потом наладил дело в Вюрцбурге. Отец хотел, чтобы Макс это дело унаследовал, поэтому обучал его фотографии. Однако интересы Макса лежали в сфере живописи. Он сделался художником, потом начал писать стихи, вошел в модернистские литературные круги, стал писать пьесы и прозу. Вдохновение Даутендей черпал в путешествиях. В Японии он побывал в 1906 году. Это его путешествие было кругосветным: Египет, Индия, Китай, Япония, Ява, Гаваи, Америка... Целью путешествия было набраться впечатлений для литературной работы.
Цикл из восьми новелл «Восемь ликов озера Бива» (“Die acht Gesichter am Biwasee”) был издан в 1911 году. Название цикла и каждого из восьми произведений, которые его составляют, связаны с понятием «Восьми видов Оми» — тем для сочинения стихотворений и создания произведений изобразительного искусства, популярных в Японии в XVIII–XIX веках. Самыми знаменитыми сериями гравюр на тему «Восьми видов Оми» являются гравюры Андо Хиросигэ (1797–1858).
Наличие нескольких высококвалифицированных ранних русских переводов этого цикла свидетельствует о том, что тексты Макса Даутендея были включены в контекст русской культуры 10–20‑х годов ХХ века.
Институт классического Востока и античности: Профессор
Киктева Мария Максимовна
Секретарь семинара
Мещеряков Александр Николаевич
Руководитель семинара