«Гесиодовские мотивы в 1 Пифийской оде Пиндара» – доклад В.Г. Мостовой на конференции «VIII международная научная конференция итальянистов АЛИСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (язык, литература, культура Италии)»
Доцент ИКВИА ФГН В.Г. Мостовая приняла участие в работе конференции «VIII международная научная конференция итальянистов АЛИСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (язык, литература, культура Италии)», которая прошла 20 февраля 2025 года на Филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (организатор – Кафедра романского языкознания). Тема доклада – «Гесиодовские мотивы в 1 Пифийской оде Пиндара».
В докладе шла речь о сюжетных, композиционных и тематических перекличках между дидактическим эпосом Гесиода и одой Пиндара, написанной для хорового исполнения в 470 г. до н.э. Квази-гимн форминге и поэтическому мастерству в начале оды, мифы о наказании Тифона Зевсом, о победе Филоктета над врагами напоминают гимн Музам в начале Теогонии, сюжет о борьбе Зевса с Тифоном, победы Геракла, очищающего землю от опасностей (а ведь Филоктет сражается его луком). Подобно тому, как в дидактической поэме «Труды и Дни» Гесиод перемежает блоки повествования обращениями к брату и царям, в оде Пиндара на месте некоторых композиционных швов тоже стоят обращения к адресатам: Гиерону и его сыну. Обращение к гесиодовой морали, встречается в других одах не только у Пиндара (Истм.6.67), но и у его соперника Вакхилида, который заканчивает свою песнь в честь Гиерона в 476 г. словами: “Так гласил беотийский Гесиод, служитель сладостных Муз: «Кого боги чтут, того и смертный славь»”. А вот обращение к композиционным приемам – вещь гораздо более интересная, так как разница в жанровой природе эпоса и победных песен значительная. Для од, в отличие от эпоса, важна среда, в которой она исполняется, отсылки к конкретным историческим событиям, политической обстановке. И этим нюансам был посвящен доклад.
