"Реализм и фантастичность в описаниях мест заклания в ином мире" – доклад Е.В. Александровой на Всероссийской научная конференция "XXIII Сергеевские чтения"
29–31 января 2025 года в МГУ состоялась Всероссийская научная конференция "XXIII Сергеевские чтения". Академический руководитель ОП «Египтология», старший научный сотрудник, доцент Института классического Востока и античности Е.В. Александрова выступила с сообщением "Реализм и фантастичность в описаниях мест заклания в ином мире"
В предшествующих исследованиях упоминания ножей в египетской заупокойной литературе при описании опасностей иного мира Е.В. Александрова отмечала, что разные ножи упоминаются в контекстах разной степени мифологичности и абстракции: в то время как нож-ša.t активно используется при описании явления фараона и связанного с этим ужаса и трепета, нож nm в Текстах Пирамид упоминается в "прагматических" контекстах заклания, связанных с обеспечением жертвенной пищей, а в более поздних текстах и вовсе выходит из употребления. Сам контекст заклания жертвенного быка и обеспечения покойного мясными жертвами маркируется в первую очередь словом nm.t "бойня". В данном сообщении исследовалось, с какими терминами и образами связано упоминание бойни в Текстах Пирамид и более поздних заупокойных текстах, чтобы проверить, будет ли наблюдаться сходная тенденция к мифологической разработке самих сюжетных ситуаций, и как установки различных текстов проявились в использовании лексики.
В докладе был предложен количественный и качественный анализ соответствующих контекстов с целью выделить их наиболее характерные лексические и семантические признаки, проведено сравнение круга изречений, связанных с более реалистичным и более фантастичным описанием процессов иного мира. Царские тексты эпохи Древнего и Нового царств демонстрируют заметное расхождение в трактовке образа места заклания и его функции в ином мире. Более реалистичные образы "Текстов Пирамид" фигурируют вместе с упоминаниями жертвенных животных и их частей, с другими "институциями" связанными с жертвенным обеспечением, в особенности двором wsḫ(.t), из которого происходят жертвенные хлеба. Тема восполнения (ḥtm) превалирует над уничтожением (ḥtm), последнее относится к сфере уничтожения зла, связанного с покойным. "Книги иного мира" Нового царства, напротив, в большей степени разрабатывают образы "мест уничтожения" (ḥtm.yt), в которых происходит не только заклание и сжигание врагов бога и их отдельных аспектов, но и собственно наказание. "Тексты Саркофагов" и "Книга мертвых", как и ожидалось, занимают промежуточное положение: хотя образ бойни nm.t в некоторых контекстах еще имеет связь с жертвенным обеспечением покойного в ином мире, целый ряд изречений посвящен тому, чтобы и самому покойному избежать попадания на нее. В дополнение к этому появляется и образ места наказания ḫb.t, связанный с судом и возмездием.
Конференция https://www.hist.msu.ru/about/gen_news/rss/101333/