"К истории синтоизма: 1-й свиток «Собрания примечательных рассказов из прежних и нынешних времен»: проблема авторства «Тикусай-моногатари" – доклад Н.Н. Трубниковой в рамках Японистического семинара ИКВИА
29 октября во вторник в рамках Японистичекого семинара ИКВИА ВШЭ состоялся доклад д.ф.н. Надежды Николаевны Трубниковой "К истории синтоизма: 1-й свиток «Собрания примечательных рассказов из прежних и нынешних времен»".
«Собрание примечательных рассказов из прежних и нынешних времён» (古今著聞集, «Кокон тё:мондзю:», 1254 г.) – первый или один из первых сводов поучительных рассказов сэцува, где появляется раздел о богах ками. Хотя вообще такие рассказы в традиции сэцува передаются начиная с самого раннего сборника, «Японских легенд о чудесах» («Нихон рё:ики», рубеж VIII–IX вв.), выделение их в особую группу говорит о важном шаге в сторону систематизации учений о «родных богах» и распространения таких учений в кругах мирян-литераторов. В «Собрании примечательных рассказов», построенном по тематическому принципу, боги ками упоминаются в разделах о поэзии, музыке и др., но помимо этого им отведён весь 1-й свиток. По большей части речь идёт о богах 22 святилищ, получавших поддержку от двора в конце эпохи Хэйан, но также и о местных божествах различных провинций; по числу упоминаний первое место принадлежит столичному святилищу Камо. Рассуждений о природе богов и о соотношении богов с буддами здесь (в отличие от более поздних сборников сэцува) почти нет, зато есть очерк истории синто:, близкий к изложениям этой истории в текстах жреческой традиции Исэ (вероятно, записанных несколько позже середины XIII в.). Можно предположить, что составитель сборника был знаком с устными преданиями святилищ Исэ и Камо. В центре внимания рассказчика – способы взаимодействия богов с людьми: ками являют свою волю через вещие сновидения, дают откровения, такусэн, через одержимых, насылают грозные знамения татари; люди пытаются привлечь богов на свою сторону разными способами, в том числе высказывают заветные желания в песнях вака. Связь человека с божеством мыслится как условно «родовая» (люди для бога – его удзибито), но важно, что такую связь возможно и установить заново, и утратить; всё зависит от образа жизни человека и от выбранного им обрядового поведения. Милость богов выражается чаще всего в успехах по службе, а они служат залогом процветания потомков и славы в веках.