«Мифологизация покойного в египетской традиции» – доклад Е.В. Александровой в рамках семинара "Сравнительная мифология" Лаборатории ненужных вещей (видео)
17 марта в рамках семинара "Сравнительная мифология" Лаборатории ненужных вещей состоялся доклад доц. и ст.н.с. Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Екатерины Владимировны Александровой «Мифологизация покойного в египетской традиции».
Когда мы ставим вопросы «как становятся мифологическим персонажем?», «как появляются новые мифологические персонажи?», мы подразумеваем, что мифология — это не просто какая-то сумма мифологических текстов, полученных от предков, транслируемая с той или иной степенью сохранности, но также и некая проекция живого человеческого опыта, которая продолжает разрастаться и пополняться новыми элементами по мере того, как человек взаимодействует с миром. В этом докладе мы постарались выделить основные механизмы, которые позволяли человеку ощущать себя в мифологическом пространстве и презентовать себя в качестве мифологического персонажа, а также попытаемся проинтерпретировать эти механизмы в сравнительной перспективе.
Мы предлагаем гипотезу, согласно которой таких механизмов можно выделить два. М. Элиаде говорит о мифологических образцах, присутствующих в мифологических нарративах и представляющих собой переосмысленные действия предков. Мифологические образцы задают модели ритуальных и прочих культурно значимых действий для носителей традиции. Если же говорить о египетской мифологической традиции, то в ней в той мере, в какой сущность/имя персонажа тесно связаны с его моделью поведения (а в Египте это в существенной степени так), мифологические образцы не обязательно транслируются через нарративы: достаточно представления о некой совокупности таких персонажей, которые в принципе и воплощают в себе и своих действиях все возможные в мире модели поведения. Второй механизм – «социализация», а именно включение покойного в группу мифологических персонажей. Это связано с выходом из пространства «людей» и необходимостью по этой причине быть приписанным к какому-то другому «социальному пространству». И действительно, в египетских текстах, в которых идет речь о судьбе покойного, мы встречаем упоминания не только о том, как он действует сам, но и о том, в какую группу персонажей его после смерти определили боги.