Индологи ИКВИА на зографских чтениях
С 14 по 16 мая 2024 г. сотрудники и студенты ИКВИА ФГН ВШЭ выступили на XLV Зографских Чтениях в г. Санкт-Петербурге. Зографские Чтения – крупнейшая в России индологическая конференция, которая ежегодно собирает специалистов по индийским языкам, литературе, философии, а также искусству и этнографии Индии. Конференция традиционно проводилась в Институте восточных рукописей РАН, Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) и в Российском государственном педагогическом институте имени Герцена.
ИКВИА ФГН ВШЭ был представлен пятью докладчиками.
В докладе Н.В. Александровой «Бодхисаттва — стрелок из лука. Буддийский сюжет и его аналоги» был проанализирован эпизод "стрельбы из лука" в буддийской агиографии. Выявление сходства между буддийскими нарративами о бодхисаттве, стреляющем из лука, с аналогичными эпизодами из других традиций, например, из гомеровского эпоса, показало архаичную основу этого сюжета, связанного с царскими ритуалами. Во второй части исследования автор проследил способы включения этого ритуально-мифологического комплекса в буддийский контекст.
Т.А. Дубянская выступила с докладом "Литература хинди как предмет школьной программы в Индии: история куррикулума, ценности и цели обучения". Доклад опирался на результаты исследования, выполненного для проекта по программам школьного образования в разных странах мира, реализованного в рамках Мега-проекта НИУ ВШЭ "Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТт". Материалом исследования послужили учебники по литературе и языку хинди для школьников 9-10 классов, занимающихся по программе Центрального совета по среднему образованию (CBSE).
Доклад Н.В. Фивейской «От эпического предания до буддийского сказания и обратно: история Шьямы» был посвящен сюжету о юноше, в которого царь стреляет из лука на охоте – данный сюжет появляется уже в "Рамаяне". Минимум две версии этого сюжета есть в небуддийских источниках (в более поздней традиции – история о Шраване) и три версии было найдено среди буддийских источников (история о том, как Будда в прошлом рождении был юношей по имени Шьяма). Автор доклада сопоставила все пять версий и показала, как та или иная традиция влияет на отображение разных деталей в сюжете и какие могут быть отличия при передаче истории в рамках одной и той же традиции.
Комиссаров Д.А. в докладе «Бодхисаттва в образе пишачи: следы комической традиции в описании аскезы Гаутамы» попытался доказать, что один из эпизодов описания аскезы Сиддхартхи Гаутамы в канонических жизнеописаниях Будды был сформирован под влиянием древней комической традиции, подразумевающей высмеивание уродливого облика исхудавшего аскета. Примеры этого комического мотива встречаются не раньше V в., однако, как считает автор, история его уходит своими корнями в глубокую древность.
На Зографских чтениях выступила с докладом и студентка 1 курса магистратуры «Классический и современный Восток: языки, культуры, религии» А.В. Молина. В ее докладе «”Тень” Ситы и ”призрак” Елены: две истории о похищенных женах» были проанализированы схожие вариации греческого и индийского эпических сюжетов о похищении чужой жены, которые появляются в более поздних, чем эпическая традиция, вариантах как у индийских, так у греческих авторов. Чтобы «спасти» Елену и Ситу от позора пребывания во власти другого мужчины, и древнегреческий поэт Стесихор, и «Брахмавайварта-пурана» заменяют настоящих жен на их "двойников", которые оказываются похищены вместо них.