• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сплетенные нарративы мусульманской агиографии XXI века: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана – доклад В.О. Бобровникова и И. Чмилевской в рамках "Кросскультурного семинара"

«Кросскультурный семинар» вернулся на дискуссионную площадку. Первым по традиции был прочитан доклад В.О. Бобровникова и И. Чмилевской, встреча состоялась в пятницу 18.11.22.

Сплетенные нарративы мусульманской агиографии XXI века: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана – доклад В.О. Бобровникова и И. Чмилевской в рамках "Кросскультурного семинара"

Бобровников В.О., Чмилевская И.А.

Сплетенные нарративы мусульманской агиографии XXI века: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана

 

Доклад основан на полевых материалах, собранных во время экспедиций в Южный Дагестан летом и ранней осенью 2021 и 2022 гг. Тех, чьи могилы или места памяти почитаются тут как святые места (пирзийарат), можно разделить на четыре группы: это 1) арабы-исламизаторы, 2) мусульманские ученые-‘алимы, 3) суфии разных братств (тарикатов) и 4) отдельные юродивые, как мужчины, так и женщины. Если первые три типа неплохо изучены, то последний еще требует специального исследования. Не вполне понятно, какую роль в нарративах о ставших святыми-аулийа’ юродивых играет исламское (и книжное вообще) знание, которого они были лишены до смерти, как в этих нарративах представлены отношения между принимающими паломников общинами верующих и властями (государством, муфтиятом, улемами и суфиями), есть ли особенности в чудесах-карамат, совершаемых юродивыми-аулийа’, в чем особенности материальной религиозности их культа.

В кейсе наиболее популярного из святых-аулийа’ Южного Дагестана юродивого Вагуф Буба (ум. 1972) из колхоза лезгинского селения Луткун, похороненного рядом с пиром средневековых арабских исламизаторов Гаджи и Мусы, переплелись несколько нарративов. Во-первых, это советское и исламское прошлое в культурной памяти паломников. Во-вторых, интересно рассмотреть, как юродивый интегрируется в суфийские сети и нарративы. Наконец, важно понять, как в рассказах о чудесах Вагуф Буба воплощается постсоветское десекуляризированное настоящее, что меняется в соперничающих версиях его агиографии от рассказчика к рассказчику, какие религиозные практики связаны с двумя его святыми местами. Все перечисленные выше нарративы отражаются в семантике сакрального пространства святилищ, в котором можно выделить ряд различных по совершаемым здесь обрядам и вместе с тем степени святости стоянок-манзил, которые в своей совокупности составляют обычный путь паломника. При всей консервативности культа святых, его герои, нарративы (и практики паломничества) сегодня претерпевают трансформацию.


Кросскультурный семинар