• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад доцента ИКВИА Е.В. Александровой на Петербургских Египтологических чтениях

21–23 сентября 2023 года в СПбГУ прошли Петербургские Египтологические чтения – ежегодная научная конференция, которую поочередно проводят Университет и Государственный Эрмитаж. Чтения объединяют специалистов по истории, филологии и археологии Древнего Египта. В этом году они были посвящены памяти египтологов-преподавателей ЛГУ/СПбГУ: 100-летию со дня рождения Николая Сергеевича Петровского и 90-летию со дня рождения Игоря Владимировича Виноградова.

Offering table of Defdji

Offering table of Defdji
Rijksmuseum van Oudheden. Leiden. Google Arts & Culture

Академический руководитель ОП «Египтология», старший научный сотрудник, доцент Института классического Востока и античности Е.В. Александрова примет участие в чтениях с сообщением «"Умиротворение" в культе и культуре: преемственность и расхождение».

Подходы к пониманию и обеспечению мира и безопасности вообще и в культурах древности в частности удостоились особого внимания в последние десятилетия как в России, так и за рубежом. В 2018 г. появилось специальное исследование В. Дэвис «Мир в Древнем Египте», где, с целью прояснения риторики мирного договора между Рамсесом II и Хаттусилисом III, автор предлагает обзор разнообразных значений египетского слова хотеп, обычно переводимого как «мир, умиротворение». Данное сообщение будет посвящено рассмотрению тезиса В. Дэвис о том, что жертвоприношения-хотеп в ритуальной практике являются знаком абстрактной концепции умиротворения уже в самых ранних известных нам египетских религиозных текстах. На наш взгляд, однако, ритуальное поведение может быть рассмотрено как культурная интерпретация ряда инстинктивных поведенческих моделей. Помимо подношения пищи, египетская практика коммуникации с божеством и фараоном включала и другие базовые механизмы умиротворения в этологическом смысле (appeasement): простирания, возгласы. Пограничным между «натурой» и «культурой» можно считать и требование к соблюдению ритуальной чистоты. Однако уже памятники Древнего царства проявляют тенденцию к более развернутой этической интерпретации как понимания ритуальной чистоты, так и поведения, угодного богу. Таким образом, на наш взгляд, может быть намечена диахроническая модель движения от до-концептуальных культовых практик умиротворения неизвестного и опасного Другого к дискурсу о преимуществах миролюбивого поведения, дающая возможность не только постулировать, что концепция мира является культурным конструктом, но и выявить конкретные процессы ее конструирования.

Конференция

Программа