"Детство в античном мире: миф и реальность" – доклад докцента ИКВИА А.Ю. Можайского и профессора Института образования ВШЭ В.К. Пичугиной (видео)
27 апреля в Институте образования ВШЭ состоялся семинар «Современное детство: теория и практика»: детство в античном мире: миф и реальность, с докладом выступили Можайский Андрей Юрьевич, доцент Института классического Востока и античности Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук и Пичугина Виктория Константиновна, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор педагогических наук.
История детства в античную эпоху — одно из «белых пятен» для современных исследователей, которое в последние годы только начали «прояснять». Что из того, что мы знаем о ребенке в античную эпоху, миф, а что реальность, близкая или предельно далекая от нашей реальности? Во многом смешение «реального» и «нереального» возникло из-за того, что в античном мире существовало два детства и, соответственно, два типа его визуализации. Это героическое детство, которое является частью античной мифоистории, и обычное детство как часть повседневности. Эти два детства были сопоставлены в докладе с опорой на текстовую культуру и культуру материальную.
Через кейсы была произведена попытка приоткрыть завесу тайн античного детства:
кейс 1 «А было мне …дцать лет…» (дети-герои и обычные дети:
возраст подвигов и возраст самостоятельности),
кейс 2 «Не шумят мои игрушки...» (во что играли и как заботились о
детях и детях с великим будущим),
кейс 3 «Как тихо дома, если дома нет меня…» (как воспитывались
родные/неродные героические/негероические дети в школе и вне ее),
кейс 4 «Оторвали мишке лапу...» (дети и насилие, которое можно или
нельзя было оправдать).