«Силой Победоносного Царя мы процветали вопреки царям-тиранам». Феномен власти в восточносирийском христианстве (видео)
С 2020 года в ВШЭ реализуется проект «Религии мира: традиции и тексты», в рамках которого проводится серия семинаров по теме «Религия и власть». На очередном семинаре был представлен доклад Юлии Фурман и преподавателя ИКВИА Максима Калинина, исследователей восточносирийского христианства. В докладе были охвачены тексты богословов Церкви Востока от Афраата (1-я пол. IV в.) до Йоханнана бар Пенкайе и Исаака Сирина (к. VII – нач. VIII в.). Первый из этих авторов был свидетелем жестоких гонений шаха Шапура, последние жили в переломную для Ближнего Востока эпоху арабских завоеваний.
Восточносирийское христианство исторически представлено общинами, существовавшими за пределами Римской империи — на территориях, находившихся в составе Сасанидской державы. Церковь Востока, объединявшая эти общины, никогда не была официальной религиозной институцией правящего большинства — ни при зороастрийских, ни при мусульманских правителях она не имела такой перспективы. При этом география распространения Церкви Востока выходила за установленные государственные границы: к концу VIII в. её епархии простирались от современных Сирии и Саудовской Аравии до Китая, Тибета и Туркменистана.
Как осмыслялся феномен власти в ветви христианства, которое не было связано с имперским путём? Как в восточносирийской традиции преломлялись разные направления библейского богословия: представление о том, что бедствия войны — это наказание за грехи (Книга Иеремии), отказ видеть в страданиях божественную кару (Книга Иова), отрицательное отношение к институту царской власти (Первая книга Самуила), вера в божественную санкцию на человеческую власть (Послание к Римлянам)? Какие факторы помогали выживать и распространяться Церкви, не имевшей государственной поддержки?