Ф. ди Карвалью о связях между аравакскими и араванскими языками Южной Америки (видео)
11 июня состоиялось очередное заседание Ностратического семинара им. В.М. Иллич-Свитыча, на котором выступил Фернанду ди Карвалью (Федеральный университет Амапы, Бразилия) с докладом «О связях между аравакской и араванской языковыми семьями Южной Америки: (всё ещё) не написанная глава в истории языков Западной Амазонии». Доклад был прочитан по-английски.
Гипотезы о дальнем языковом родстве, какими бы спорными они ни были, обычно опираются на определенный набор базисных данных в виде предлагаемых этимологий или других возможных свидетельств, существование которых признается всеми сторонами в дискуссии. При этом основные разногласия обычно затрагивают наилучшую интерпретацию этих данных (объясняются ли они диффузией, общим происхождением или просто случайным сходством; см., например, Evans 2005 о языках пама-ньюнга; и Georg et al. 1999 об алтайских языках). Но это редко касается Южной Америки. В последнее время многие гипотезы языкового родства были отвергнуты только на основе выборочной критики самых слабых сравнений, предложенных в новаторских работах, причём ещё одним важным фактором, возможно, явился авторитет нескольких влиятельных лингвистов. Нежелательным последствием таких (зачастую кратких и поверхностных) оценок является то, что работа над гипотезами дальнего родства часто останавливается, как если бы наблюдаемые сходства были уже успешно объяснены либо как случайные совпадения, либо как результат исторически поздних заимствований.
ЛИТЕРАТУРА
Dixon, R. M. W. 2004. Proto-Arawá phonology. Anthropological Linguistics 46 (1): 1-83
Ehrenreich, Paul. 1897. Materialen zur Sprachenkunde zumals Brasiliens: Vokabulare von Purus Stämme. Zeitschrift für Ethnologie 29: 59-71
Evans, Nicholas. 2005. Australian languages reconsidered: A review of Dixon (2002). Oceanic Linguistics 44 (1): 216-260
Georg, Stefan, Peter Michalove, Alexis Manaster Ramer and Paul Sidwell. 1999. Telling general linguists about Altaic. Journal of Linguistics 35 (1): 65-99