• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Религия и власть в Тибете (роль религиозного института реинкарнаций в борьбе за власть): доклад А.Д. Цендиной в рамках проекта «Религии мира: традиции и тексты» (видео)

С 2020 года в ВШЭ реализуется проект «Религии мира: традиции и тексты», в рамках которого проводится серия семинаров по теме «Религия и власть». Двенадцатая встреча состоялась 17 декабря 2021 г. и была посвящена Тибету, с докладом выступила профессор ИКВИА ВШЭ, академический руководитель ОП "Монголия и Тибет" Анна Дамдиновна Цендина.

Религия и власть в Тибете (роль религиозного института реинкарнаций в борьбе за власть): доклад А.Д. Цендиной в рамках проекта «Религии мира: традиции и тексты» (видео)

К 1950 г., когда в Центральный Тибет были введены войска Китайской народно-освободительной армии, в результате чего он фактически и формально (1965) стал частью КНР, там сложилась причудливая форма правления – во главе страны стоял далай-лама, церковный лидер, представитель самой многочисленной, но не единственной секты тибетского буддизма, а остальные феодальные княжества, управляемые церковными или светскими главами, принимали его лидерство, платя в центральную казну налоги, исполняя военные, административные и другие приказы центра с большей или меньшей охотой. Историческая эволюция политической власти Тибета – от светской к теократической – была долгой и извилистой. В 7–9 вв. Тибет был могущественной империей, границы которой доходили до Самарканда, столицы Танского Китая, Непала. Власть в нем естественно была имперской – во главе стоял царь, который объединял разрозненные княжества в единый военный союз. После падения империи Тибет распался на отдельные административные, экономические и политические образования, практически не имевшие над собой центральной власти, в которых все большую роль стали играть буддийские монастыри. Среди таких административных образований главными были районы Центрального Тибета - Уй и Цзан. Их соперничество, интриги, военные союзы и войны в большой степени определили дальнейший исторический путь Тибета. В 17 в. в провинции Уй появился умный, властный церковный иерарх Пятый далай-лама, который с помощью своего религиозного авторитета, опоры на военную поддержку западных монголов и политический союз с Цинским Китаем утвердил власть над всем Тибетом и фактически стал главой государства. Так установилась в Тибете теократическое правление.

Насколько специфическим был исторический путь формирования этой формы правления в Тибете, настолько же он был и типологически общим для мировой истории. Однако один институт, сыгравший в этом процессе большую роль, пожалуй, носит уникальные черты. Это религиозный институт реинкарнаций, или тулку. На этом поле в Тибете происходили многочисленные манипуляции, обусловленные борьбой за политическую власть. В докладе будут рассмотрены несколько исторических событий, ставших примерами этой борьбы: удаление Пятым далай-ламой своего сильного конкурента Таранатхи с исторической арены; появление «второго» Шестого далай-ламы; соперничество далай- и панчен-лам.

За докладом последовала дискуссия, в ходе которой участники проекта постарались описать характер и особенности той формы власти, которая определяется термином "теократия". Также были отмечены неожиданные параллели между не связанными друг с другом напрямую "теократическими" формами правления.

Проект «Религии мира: традиции и тексты»