Советский хаджж времен «холодной войны» в рисунках Сергея Вишнепольского (культурный перевод и визуализация исламских практик в СССР) — доклад профессора д-та истории НИУ ВШЭ в СПб и в ИКВИА ФГН (Москва), зав отделом ИВ РАН, к.и.н. В.О. Бобровникова
В рамках "Кросскультурного семинара" (рук. О.Ю. Бессмертная) был прочитан доклад профессора д-та истории НИУ ВШЭ в СПб и в ИКВИА ФГН (Москва), зав отделом ИВ РАН, к.и.н. В.О. Бобровникова «Советский хаджж времен «холодной войны» в рисунках Сергея Вишнепольского (культурный перевод и визуализация исламских практик в СССР)».
Единственное (сатирическое) описание хаджжа советских мусульман Дар он дуньё опубликовано в 1965 г. в Душанбе на таджикском языке. В 1966 г. оно было переведено на русский и затем преимущественно с русского не раз переводилось на другие языки, включая арабский. Его единственное иллюстрированное издание Путешествие на тот свет вышло на русском в 1970 г. средним по советским меркам тиражом в 100000 экз. с 51 рисунком С.И. Вишнепольского, известного в советском Тажикистане книжного графика. Об авторе этой книги, оригинальном таджикском репортере и писателе Фазлиддине Мухаммадиеве много писали, но художник Сергей Вишнепольский не привлекал внимания историков. Он не был в хаджже, но создал не менее яркий, на грани религиозного кощунства визуальный комментарий к беллетризированному дневнику советского паломника. Мое недавнее исследование повести в соавторстве с А.М. Калиновским показало наличие у Мухаммадиева целого ряда нарративов для разных советских аудиторий, от пропагандистского атеистического до вариации благочестивой хаджж-нама. Какой вклад в культурный перевод книги для общесоюзной аудитории внесли рисунки Вишнепольского? Каков их тематический репертуар, эпистемология и аудитория? Как советские мусульмане могли отнестись к ним? Связан ли успех многочисленных переизданий повести общим тиражом около 1 миллиона экземпляров с рисунками Вишнепольского? Что они говорят о гибридном культурном контексте послесталинской Средней Азии? Эти и другие вопросы были разобраны в докладе.