Мазай Селимов о творчестве японского писателя Танидзаки Дзюнъитиро (видео)
13 мая в 19:00 на очередном собрании Книжного клуба ИКВИА обсуждалось творчество японского писателя Танидзаки Дзюнъитиро, о котором рассказал Мазай Селимов, аспирант ИМЛИ РАН. Было рассмотрено эссе «Любовь и сладострастие», переведённое на русский язык Мазаем, а также эссе «Похвала тени» и роман «Ключ».
Творчество крупнейшего японского писателя ХХ века Танидзаки Дзюнъитиро (谷崎潤一郎, 1886–1965) буквально пронизано самобытными женскими образами, в которых отражаются не только эстетические, но и идейные искания литератора. В начале 1930‑х годов Танидзаки отвернулся от столь любимых им эротических образов и под влиянием популярных трактатов конфуцианского ученого ХVII века Кайбара Экикэн создал образ покорной женщины, востребованный эпохой: верную жену и мудрую мать. Однако практически сразу после краха милитаристского режима писатель вновь возрождает свой излюбленный мотив — образ «femme fatale». Но несмотря на это, Танидзаки Дзюнъитиро сохраняет особую японскую эстетику, к которой пришел в начале 1930‑х годов: женщина все еще была облачена в кимоно, однако эволюция нравов и отсутствие негласных требований участия в формировании и укреплении определенных мировоззренческих стандартов, которым потворствовало национальное государство, позволили писателю говорить о том, что традиционная японская женщина может быть не только верной женой и мудрой матерью, но и роковой женщиной, изничтожающей мужчин и прививающей своим детям сладострастные мысли. Послевоенный период стал новым витком развития творчества Танидзаки Дзюнъитиро.
Координатор Книжного клуба ИКВИА