• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Религия и власть в Древней Месопотамии (видео)

24 декабря 2020 года состоялся доклад старшего преподавателя ИКВИА ВШЭ Р.М. Нуруллина «Религия и власть в Древней Месопотамии», который открыл серию научно-исследовательских семинаров, посвященных взаимоотношениям религии и власти от древнего мира до современности. Семинары проводятся в рамках проекта «Религии мира: традиции и тексты».

Стела со сводом законов царя Хаммурапи. Фрагмент.

Стела со сводом законов царя Хаммурапи. Фрагмент.
Wikimedia Commons

В докладе были проанализированы тексты различных жанров и памятники изобразительного искусства, относящиеся к периоду III—I тыс. до н.э. В ходе своего развития цивилизации древней Ассирии и Вавилона сохраняли унаследованное из шумерской культуры представление о том, что та или иная географическая область является собственностью одного из богов, наместником которого становится правитель. Домонархический период представлялся как эпоха дикого существования.

По представлением жителей древней Месопотамии, царственность спускается к людям с неба. Когда правители угодны богам, проявляют заботу о земле и людях, реставрируют храмы и приносят жертвы, в их стране царят справедливость, спокойствие, изобилие урожаев и процветание народа. Но недостойные правители, нарушающие священные установления и ритуалы, бывают наказаны богами. Иногда царственность сама покидает страну или город, когда этому приходит срок.

Особое внимание в выступлении было уделено известным нам описаниям ритуалов, связанных с легитимацией царской власти. Из среднеассирийских документов (XIII в. до н.э.) и описания вавилонского новогоднего праздника Акиту (сер. I тыс.) мы знаем, что наделение царя практически неограниченными полномочиями уравновешивали особые уничижительные процедуры, указывавшие, вероятно, на определенную ограниченность царского достоинства.

Хотя многие концепты и атрибуты царской власти в разных регионах Месопотамии имеют яркие черты сходства, докладчиком были отмечены и существенные отличия. В Ассирии царь осуществляет также и функции жреца, не нуждаясь, в отличии от вавилонской традиции, в посреднике между собой и богами. В Новоассирийском царстве экспансионистская государственная политика обретает явные теологические основания.

Видеозапись семинара:

Проект «Религии мира: традиции и тексты»

ВАО: Ближний Восток