• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Нины Брагинской «Dramatis personae в “Пассио Перпетуи и Фелицитаты”» (видео)

23 декабря на семинаре «Культуры Востока», проходящем под руководством гл.н.с. ИКВИА Натальи Чалисовой, профессор ИКВИА Нина Брагинская представила доклад по исследованию знаменитого Passio Perpetuae et Felicitatis под названием «Dramatis personae в “Пассио Перпетуи и Фелицитаты”».

Sant’Apollinare Nuovo, Ravenna

Sant’Apollinare Nuovo, Ravenna
Creative Commons

Один из героев Passio Perpetuae et Felicitatis носит имя Revocatus. Такого римского преномена, номена или когномена ранее не засвидетельствовано. Во всей весьма обширной научной литературе и в церковной традиции, основанной на этом Passio, называются пятеро молодых христиан и их катехизатор Сатур (Сатир), которые в 203 г. претерпели мученичество в Карфагенском амфитеатре: Перпетуя Фелицитата, Ревокат, Сатурнин, Секундул и Сатур (Сатир).

В докладе было обосновано предположение, что Ревокат — это не имя отдельного человека, но прозвище Сатурнина.

Мученическая смерть каждого представлена в рассказе как отвечающая высказанному им желанию или как милость Господа, оказанная каждому в соответствии с его природой. Однако о милости Ревокату речи нет вообще. Согласно большинству рукописей и современных изданий, Ревокат почему‑то вмешивается в судьбу, которую избрал для себя Сатурнин. Этот юноша хотел, ради вящей славы, стать жертвой всех зверей, которых выпускали на арену. При этом остается неясным, погиб ли Ревокат, подвергшись нападению, и какой была последовательность нападений, и нападение какого зверя было роковым и для кого?

Ревокат появляется только рядом с Сатурнином и всего три раза. В самом начале он назван «со‑рабом» Фелицитаты, следом упомянут Сатурнин. Это единственная характеристика Ревоката. Кроме того, в перечислении «Ревокат, и Сатурнин, и Сатур», которые жестами угрожают римскому магистрату, в части рукописей нет союза «и» между первым и вторым именем. Ревокат следует за Сатурнином («Сатурнин Ревокат») и в перечислении мучеников на мраморной плите, найденной в карфагенской базилике V в., а также в бессоюзном перечислении героев Passio в начале греческой версии. Две лучшие рукописи описывают нападение медведя и леопарда только на одного человека, который именуется Ревокатом, причем одно нападение в плюсквамперфекте, а другое в перфекте: сначала медведь, а потом леопард. Изменение в большинстве рукописей перфекта и плюсквамперфекта на два перфекта не учитывает порядка выпускания животных на арену. Этот порядок показан в связи с Сатуром, которого сначала вепрь, потом медведь не тронули, а леопард убил.

Revocatus, между тем, означает «снова вызванный», соответствующий глагол описывают отзыв с арены и вторичный вызов на арену при смене актов представления, например, чтобы прогнать с арены одних зверей и выпустить туда других. Чтобы оказаться жертвою всех зверей, Сатурнин должен был быть отозван (revocatus) и снова вызван (revocatus) на арену. Формы соответствующего глагола для передачи этих действий не раз встречаются в описании звероборства применительно ко всем христианам. Но только Сатурнин отзывался и вызывался в соответствии со своим желанием (или даже обетом, votum), за что, видимо, его и прозвали Ревокатом, тем более, что имя Сатурнин было чрезвычайно распространено в Карфагене, а прозвище позволяло отличать одного Сатурнина от другого. Ревокат из начала рассказа действительно был сорабом Фелицитаты, но это был Сатурнин по прозвищу Ревокат. Анализ текста и рукописной традиции позволяет утверждать, что Сатурнин, прозванный Ревокатом, превратился в традиции в двух отдельно почитаемых святых мучеников. Позднейшие Акты уже отвели Ревокату известную роль в сюжете: он брат Фелицитаты, его отдельно допрашивают, в его уста вложены высказывания, его поведение на арене описано и т.п. По‑видимому, упоминание в начале Ревоката как раба одного с Фелицитатой господина, а Сатурнина — следом, настраивало и переписчиков, и читателей, и ученых на восприятие этого имени как имени отдельного персонажа.

Видеозапись семинара

Все новости ИКВИА

ВАО: Антиковедение