Людмила Ермакова, Хисаготэй Юка (Симада Кэйко): Искусство бэнси — рассказчиков-комментаторов японского немого кино
Историю кинематографа в Японии обычно начинают с прибытия в страну кинетоскопа — в город Кобэ, в 29‑м году эпохи Мэйдзи, т.е. в 1896 г. С тех самых пор появляются и бэнси (弁士) — актеры-рассказчики, комментаторы, сопровождающие демонстрацию немых фильмов.
По мере развития и распространения кинематографа некоторые из таких бэнси, исполнителей-комментаторов, особо талантливые и одаренные люди, приобретали популярность или даже громкую славу, и зрители теперь уже шли не просто посмотреть тот или иной фильм, а на того или иного бэнси, каковых в Японии начала века насчитывалось примерно восемь тысяч. То есть главным в перформансе кинопоказа стал не музыкальный ансамбль, а именно комментатор бэнси, по эстетической значимости не уступающий самому фильму.
Функция бэнси могла быть унаследована от представлений японского традиционного театра, с обязательной фигурой рассказчика или повествовательной функцией хора. В то же время фигура бэнси может ассоциироваться с театром кукол Бунраку, где повествование и реплики персонажей озвучиваются сообразно движению безмолвных кукол на сцене.
Этот специфический японский жанр стал в начале XX в. своего рода посредником между западным искусством в целом и его самоновейшей частью — новоизобретенным кинематографом — и традиционными словесными, визуальными и перформативными видами искусств, идущими из японского средневековья, понятными и привычными для японского зрителя того времени.
19.09.2017
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.