• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ирина Мельникова: Герой-любовник в литературе эпохи Эдо (жанры повествовательной прозы укиё-дзоси, ёмихон и ниндзёбон)

Литература эпохи Эдо, как известно, характеризуется «отсутствием» героев. Образы людей с яркими персонифицированными характеристиками и психологическими особенностями приходят в японскую литературу позже, в эпоху Мэйдзи. Но у эдоской литературы были высокие образцы для подражания — «открытые заново» романы и повести хэйанской эпохи. Прежде всего, это «Исэ моногатари» и «Гэндзи моногатари», активно переиздававшиеся с иллюстрациями, комментариями, в виде дайджестов и пародий.

Японские литературоведы продолжают спорить о том, насколько справедливо называть героя повести Косёку итидай отоко Ихара Сайкаку «принцем Гэндзи для горожан», и насколько традиции китайской повествовательной прозы и японской классики помогли созданию полноценных романных образов. Прежде всего, речь может идти о героях произведений любовной тематики. Спор этот ведется давно, и начали его первые японские писатели новой эпохи: Мори Огай, Фтабатэй Симэй, Нагаи Кафу. На самом деле это спор о том, как оценивать литературу эпохи Эдо в целом: достойна ли она включения в национальный литературный канон, и если да, то в каком объеме и какими именно своими произведениями и авторами.

В докладе предлагается анализ образа героя-любовника у Ихара Сайкаку, Уэда Акинари и Тамэнага Сюнсуй с точки зрения актуализации и переосмысления в этих образах хэйанских идеалов ирогономи и моно но аварэ. Именно эти эстетические категории и эти герои привлекали внимание японских литераторов и критиков эпохи Мэйдзи, когда они пытались создать модель непрерывного и последовательного развития японской повествовательной прозы к роману нового времени.

21.02.2017

Японистический семинар


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.