• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александра Бурыкина: Театр Но в военное время

В докладе мне хотелось бы подвергнуть анализу адаптационные механизмы театра Но как культурного института в условиях политической нестабильности, делая акцент на анализе деятельности театрального сообщества в период Японо-китайской (1894–1895), Русско-японской (1904–1905) и Второй Мировой Войны. Тема доклада сознательно заявлена чуть шире, дабы по ходу повествования отмечать схожесть и отличия реакций «художественной среды» в другие периоды истории, при ином восприятии ценности и функций искусства театра Но.

В ходе доклада хотелось бы предложить следующие возможные направления рефлексии в рамках заданной темы:

Является решение исполнять или не исполнять что-то политическим актом? И возможно ли в политизированное время оставаться нейтральным?

  Мы рискнули поднять столь непростой вопрос в связи с тем, что он являлся одним из центральных для активистов «возрождающегося» в конце XIX в. искусства Но, хотя и формулировался он в докладах и статьях деятелей Ногакукай несколько иначе, подразумевая поиск ответа на вопрос об актуальности театра Но для современного японского общества.

  Данный аспект можно раскрыть на богатом материале документов, представляющих субъективные переживания современников, а именно дневников одного из главных активистов восстановления влияния и популярности театра Но реставрационной Японии Умэвака Минору (1828–1909), который делал записи постоянно на протяжении почти шестидесяти лет с 1849 по 1908 год. Из дневников мы узнаем о том, что Минору всячески поддерживал японские военные кампании, лично жертвовал деньги на нужды армии, организовывал благотворительные концерты, ставил новые пьесы милитаристского характера.

  В ответе на вопрос о том, как поменялось отношение к театру Но как к пропагандистскому и милитаристскому в годы Второй Мировой Войны, мы подводим слушателей к объяснению условий легкой и быстрой смены образа театра Но (戦力能― 平和日本再建能―伝統的な芸術) в послевоенное время.

Идеология и новая драматургия (新作能)

В докладе также дан общий анализ нескольких пьес, написанных в период японо-китайской, русско-японской и ВМВ на предмет форм и способов отражения идеологических установок военной Японии в форме ё:кёку, а именно пьесы: «Микуни-но хикари» 皇國の光, «Васи» 鷲, «Тю:рэй» 忠霊, «Миикусабунэ» 皇戦船.

В качестве обобщающего аспекта предлагается краткий ликбез на тему «идеологического потенциала» театра Но на уровне общих выводов о его функциональном значении в японской культуре с момента появления до наших дней.

08.11.2016

Японистический семинар


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.