Надежда Трубникова: Итоги новых исследований по религиям Японии в книге У. Дила и Б. Рупперта «Историко-культурный очерк японского буддизма» (2015 г.)
William E. Deal, Brian Ruppert, A Сultural History of Japanese Buddhism. Wiley Blackwell, Chichester, West Sussex, 2015. 303 рp.
Эта книга — учебник для начинающих и одновременно справочник для специалистов, попытка на одном и том же языке обсудить все этапы истории японского буддизма. В книгу вошли обширная библиография японских и западных работ, глоссарий японских имен и терминов, несколько весьма полезных карт. Главный вопрос исследования — «как японские буддисты в разных исторических контекстах черпали из буддийских идей и практик что-то, что помогало бы им осмыслить их жизнь, решить их проблемы, выстроить для себя понятный мир, космос из хаоса» (р. 2).
В книге принята необычная периодизация: по тем рубежам, когда «…заметно менялись устройство буддийской общины и её отношения с обществом в целом» (р. 2–9):
645–950 гг. — древний буддизм;
950–1300 гг. — раннесредневековый буддизм;
1300–1467 гг. — позднесредневековый буддизм;
1800–1945 гг. — буддизм Нового времени;
После 1945 г. — современный буддизм.
Такая разбивка позволяет показать, что некоторые важные события в японском буддизме произошли позже, чем принято считать (например, «камакурский поворот» к массовым буддийским движениям в эпоху Камакура даже не начинался), а некоторые другие перемены, наоборот, наметились раньше (например, введение приходской системы и другие реформы эпохи Токугава были основательно подготовлены в XVI в.).
Исследования 1990-х – 2010-х гг., обобщённые в книге, выделяют новые разновидности источников, в нашем отечественном японоведении пока изученные мало. Это, во-первых, «малые формы»: проповеди, обрядовые руководства ко:сики 講式, учебные заметки киригами 切紙, наставления сё:гё: 聖教 и другие рабочие материалы, привязанные к деятельности конкретных общин, а также своды подобных документов. Во-вторых, это всевозможные энциклопедические сочинения. Буддийские трактаты (которые в основном изучаются у нас) в книге почти не обсуждаются.
Книга У. Дила и Б. Рупперта показывает, что современному японоведению в основном удалось отойти от телеологического подхода, свойственного буддийским сочинениям: когда приверженцы той или иной школы рассказывают историю буддизма, заранее зная, к какому итогу нужно прийти, а именно к появлению этой школы в её нынешнем виде (во многом такой подход был унаследован и небуддийской буддологией прежних лет).
Некоторые темы в прежних работах по истории буддизма не обсуждались вообще или обсуждались лишь кратко, а здесь им уделено много места — потому что есть уже достаточный объём специальных исследований. Среди них хочется отметить:
Историю буддийской учёности (какие знания в разных традициях считались нужными для монаха и для мирянина; особенно интересно, какие «светские» науки входили в этот ряд);
Историю буддийских рассуждений о богах ками;
Историю женщин в японском буддизме;
Историю утрат: в какие периоды буддийские общины Японии подверглись наибольшему разорению и как они потом восстанавливались.
Историю буддологической науки в Японии с XIX в. до наших дней как часть истории японского буддизма (в частности, знаменитый «критический буддизм» в книге рассмотрен как одна из буддийских традиций, а не как научное направление).
25.10.2016
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.