• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Кем не был Мурза Алим?" – доклад О.Ю. Бессмертной в в рамках "Кросскультурного семинара"

Мероприятие завершено

На очередном заседании «Кросскультурного семинара» 17 февраля в 19.40 доцент ИКВИА, академический руководитель ОП "Мусульманские миры в России (История и культура)" представит доклад «Кем не был Мурза Алим?Понимание истории и поиски универсальной религии в мусульманских реформистских высказываниях на русском языке начала 1880х гг. (об одном неиспользованном ходе исламской мысли в поздней Российской империи)»

Мурза Алим известен нам лишь как автор – автор серии из девяти статей «Ислам и магометанство» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (июль – октябрь 1882), и двух частных полемических писем известному представителю казанской школы востоковедения Н.П. Остроумову (апрель­ – май 1883). Установить достоверно, кто скрывался за этим псевдонимом, путем архивных изысканий на данном этапе исследований не удается. Между тем, судя по реакциям на его публикации, высказанным публично и в частной переписке, его голос прозвучал тогда на сцене «про-» и «противо»-исламской полемики весьма звучно. Речь шла – в контексте европейского колониального вызова и ответных исламских реформистских устремлений – о переосмыслении роли и «сути» ислама как религии посредством обращения к исламской и универсальной истории. В докладе, в совокупности с некоторыми новыми фактами, будет предложено прочтение статей Мурзы Алима и их сопоставление с позициями двух других наиболее известных мусульманских авторов, писавших на сходные темы на русском языке в те годы, – И. Гаспринского и А. Баязитова. Это позволит не только и не столько вернуться к обсуждению вопроса о том, мог ли Мурза Алим быть одним из них (в исследовательской литературе высказывалось предположение, что это псевдоним И. Гаспринского, тогда как сегодняшний докладчик выступал с гипотезой, что он ближе к А. Баязитову), сколько обнаружить, по-видимому, нетривиальные для российской мусульманской мысли того времени и не использованные ею в дальнейшем идеи о месте ислама в универсальной истории человечества – а именно, «по-исламски» обоснованные поиски универсальной религии. В конечном счете, в продолжение прежних изысканий докладчика, речь пойдет об особенностях видения отношений ислама и христианства, а значит, и о конструировании коллективной идентичности мусульманской общины и индивидуальной идентичности автора, о кросскультурных переплетениях в таких интеллектуальных построениях, и даже о «глобальном оккультизме»  (Н.Грин), и о неединоообразии мусульманских голосов, звучавших в русскоязычном публичном пространстве того времени.

Регистрация на доклад возможна до 18:30 17.02 по ссылке.


Кросскультурный семинар

ПОДПИСАТЬСЯ НА АНОНСЫ ИКВИА