We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

«Насколько агрессивна арамейская вредоносная магия?»: доклад Хаи‑Веры Дюрршнабель

3 февраля 2021 г. на семинаре «Заклинательные традиции Ближнего Востока и Кавказа», проходящем под руководством ст. преподавателя ИКВИА А.К. Лявданского, был представлен доклад научного сотрудника Бернского университета (Швейцария) Хаи-Веры Дюрршнабель «Насколько агрессивна вредоносная магия? Апотропейные аспекты текстов‑проклятий на арамейских чашах из Вавилонии».

Чаша с арамейским заклинанием из Ниппура (фрагмент)

Чаша с арамейским заклинанием из Ниппура (фрагмент)
Marie-Lan Nguyen @ Wikimedia Commons

С первых веков человеческой культуры люди чувствовали необходимость защитить себя от злоcтных сверхъестественных существ. Археологи обнаружили талисманы, амулеты и другие объекты с надписями и без надписей, относящиеся к самым ранним человеческим поселениям, которые были созданы для защиты от демонов. Эти предметы либо носили непосредственно на теле, либо помещали в стратегически важные места в жилище, например под порогом или в углах дома, чтобы демоны не могли проникнуть в жилище.

В эпоху поздней античности известно множество видов амулетов. В Малой Азии, Сирии и Палестине преобладали ламеллы, небольшие металлические пластины с надписями, которые обычно сворачивали или складывали и носили в контейнерах на шее. В Вавилонии между IV и VIII веками н.э. существовала собственная традиция апотропейных артефактов: чаши для заклинаний.

В то время как большинство текстов на заклинательных чашах можно явно рассматривать как защитные тексты, существует особая подгруппа текстов, которые принято описывать как проклятия, относя их к сфере вредоносной магии. Лекция была посвящена особой группе текстов на чашах, которые раньше считались текстами проклятий, так называемые чаши קיבלא. В отличие от предыдущих исследований, автор представленного исследования утверждает, что эти чаши также следует рассматривать как защитные, несмотря на то что большинство из них явно указывают на антагониста. В частности, было показано, что так называемые чаши קיבלא обладают важными стилистическими и формульными чертами, сближающими их с апотропейными текстами; об этом же говорят историолы и некоторые мотивы. В качестве иллюстрации был представлен до сих пор не опубликованный текст заклинательной чаши из серии קיבלא. Кроме того, было продемонстрировано, как эти тексты вписаны в социокультурный и религиозный контекст позднеантичной Вавилонии.

Хая-Вера Дюрршнабель — антиковед и гебраист из Швейцарии. Окончила Цюрихский университет (MA, BA) по специальности «гебраистика и классическая филология» (Hebrew, Latin and Greek Philology). Неоднократно участвовала в международных конференциях, включая чтения памяти И.М. Тронского (СПб) и международные конференции по иудаике, организованные центром Сэфер (Москва). В ближайшие недели в Берне должна состояться защита докторской диссертации Х.‑В. Дюрршнабель «Язык проклятий: вредоносная еврейская магия в эпоху поздней античности» (The Language of the Curse: Aggressive Jewish Magic in Late Antiquty). В течение этого года планируется старт ее постдок-проекта «Между переводом и translatio: o межъязыковой, межкультурной и межконфессиональной природе еврейской магии в эпоху поздней античности» (Between Translation and translatio: On the Multilingual, Intercultural and Interreligious Nature of Late Antique Jewish Magic), который будет осуществлен в ИКВИА под руководством главного научного сотрудника ИКВИА профессора Н.В. Брагинской. Этот исследовательский проект финансируется европейским отделением Фонда Ротшильда (The Rothschild Foundation Hanadiv Europe).

Заклинательные традиции