На сайте размещены новые статьи ««Унмей вилаккам» и формирование иконологии Шивы Натараджи в традиции шайва-сиддханты» и «Роль и смысл панчакшары в тамильской шайва-сиддханте»
Опубликованы статьи О.П. Вечериной
На сайте размещены новые статьи О.П. Вечериной.
Работа ««Унмей вилаккам» и формирование иконологии Шивы Натараджи в традиции шайва-сиддханты» посвящена анализу формирования иконологии Шивы Натараджи в каноне шайва-сиддханты. Показано, что сначала иконология формируется в творчестве бхактов — Маниккавасахара и Тируму-лара на основе сложившейся в творчестве авторов «Деварам» иконографии Шивы Натараджи. Ее дальнейшее развитие связано с деятельностью авторов тамильской шайва-сиддханты, которые локализовали в своих работах, совокупно именуемых «Шастры Мейкандара», наследие паниндийской шайва-сиддханты. Новая интерпретация Натараджи позволяла адепту элиминировать храмовый ритуал, заменяя поклонение реальному образу рецитацией мантры, увеличивая в то же время роль учителя, в том числе необходимую для соответствующей дикши.
В статье «Роль и смысл панчакшары в тамильской шайва-сиддханте» исследуются изменения роли и смысла панчакшары(пятисло-говой мантры) «na-maśi-vā-ya»в тамильской традиции шайва-сиддханты и ее составной части –поэзии шайва-бхакти. Показано, как постепенно панчакшара приобретает значение звукового выражения всей совокупности гомологических рядов «Шива–универсум», что позволяло адепту достигать сначала даршана Шивы, а потом и мукти, или исполнения иных своих желаний (например, получения сиддхи) посредством ее правильной рецита-ции, обеспечиваемой учителем. Эта джапа-йога является важной частью индуистских пси-хотехник повседневного почитания бога и в современном шиваизме, позволяя адепту быстро и гарантированно достигать искомого состояния сознания, переносящего его в иную реальность в любой реальной локации, тем самым интериоризируя сакральное про-странство в его сознании.