• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Михайлович (Густав Герман Христиан) Мерварт (1884-1932)

Густав Герман Христиан Мерварт родился в Германии, в г. Мангейм в 1884 г. В 1907 г. он с отличием окончил Гейдельбергский университет и стал доктором философии (по историко-филологическому факультету, тема его диссертации: «Общественное мнение в Бадене после освободительных войн»).

Александр Михайлович Мерварт

С октября 1911 г. Мерварт преподавал немецкий язык в мужской гимназии Ягдфельдов в Петербурге. В это время он знакомится со своей будущей супругой – Людмилой Александровной Левиной, дочерью известного русского врача Александра Михайловича Левина.

В 1912 г. Мерварт перешел в православие, принял русское подданство и взял русское имя Александр Михайлович.

Под влиянием супруги Мерварт начинает увлекаться Индией и вскоре устраивается на работу в Музей Антропологии и Этнографии имени Петра Великого, знаменитую Кунсткамеру.

В это время перед музеем стоит задача расширить свою коллекцию экспонатов из Южной Азии. Подготовкой экспедиции занимается специальная комиссия, в которую входят крупнейшие индологи того времени - Ф.И. Щербатской и С.Ф. Ольденбург.

Весной 1914 года экспедиция в составе двух человек – Александра Михайловича и Людмилы Александровны Мерварт - отправляется на остров Цейлон с целью изучения материальной и духовной культуры региона.

Начало Первой мировой войны существенно затруднило работу исследователей. Первая партия ценных экспонатов, отправленная уже 30 июля, до Санкт-Петербурга не дошла: позднее выяснилось, что груз был арестован в Константинополе и продан с аукциона.

Тем не менее, Мерварты приняли решение продолжать работу и дожидаться окончания войны. В 1915 году они перебираются в Южную Индию, где Александр Михайлович занимается изучением недавно открытых пьес Бхасы и работает над переводом с тамильского поэмы «Манимехалей». На следующий год супруги Мерварт направились в Северную Индию, а в  конце 1916 года переместились в Калькутту.

С началом революции финансирование экспедиции почти полностью прекратилось, однако Мервартам с большими приключениями все же удалось вернуться в Россию, пока только во Владивосток, в июле 1918 года. Однако к этому времени в стране началась гражданская война, и возможность добраться до Петрограда у ученых появилась лишь в 1924 году. Тогда же в Петроград доставляют и обширную коллекцию экспонатов, собраннную Мервартами на Цейлоне и в Индии.  

После возвращения Александр Михайлович возвращается к работе в музее, занимаясь систематизацией и описанием собранного материало, много преподает и выпускает несколько важных публикаций, в том числе первую в отечественной индологии грамматику тамильского языка.

Однако политическая ситуация в стране стремительно менялась. В январе 1930 года в рамках так называемого «академического дела» Мерварта арестовывают по обвинению в шпионаже в пользу Германии и участии в антикоммунистическом заговоре. В августе 1931 года приговаривают к пяти годам лагерей, а через несколько месяцев он умирает.

 

Основные труды Александра Михайловича Мерварта:

 

Meerwarth A.M. The Dramas of Bhasa: A Literary Study. — Journal and Proceedings of the Asiatic Society of Bengal (NS). 1917, vol. XIII, № 5, p. 261—280.

Meerwarth A.M. Les Kathakalis du Malabar. — Journal Asiatique. 1926, p. 198—284.

Мерварт А.М. Роль музеев в культуре современной Индии. — Научный работник. М., 1926, № 2, с. 84—96.

Мерварт А.М. и Л.А. Отчет об этнографической экспедиции в Индию в 1914—1918 гг. Л., 1927, 24 с. (Скачать PDF-файл)

Мерварт А.М. Отдел Индии. Краткий путеводитель по Музею антропологии и этнографии. Л., 1927, 96 с.

Мерварт А.М. Сюжет Сакунталы в малабарской народной драме. — Восточные записки. Л., 1927, т. 1, с. 117—130.

Мерварт А.М. Достижения и проблемы индийской этнографии. — Этнография. М., 1927. Кн. 3, № 1, с. 123—156.

Мерварт А.М. Музейное дело в Индии. — Известия ГАИМК. Л., 1927, т. 5, с. 139—156.

Мерварт А.М. Элемент народного творчества в классической драме древней Индии. — Сборник МАЭ. 1928, т. VII, с. 267—282.

Meerwarth A.M. The History of the Intervocalic Stops in the Dravidian Languages. — Доклады Академии наук СССР. Серия В. Л., 1928, № 7, с. 142—149.

Злоключения преподобного Горемыки и его пяти учеников (Перевод и примечания А.М.Мерварта). — Вестник иностранной литературы. М.—Л., 1928, № 12, с. 45—66.

Мерварт A.M. и Л.А. В глуши Цейлона. Л., 1929

Мерварт А.М. Грамматика разговорного тамильского языка. Л., 1929

 

Материалы по теме:

Вигасин А.А. Александр и Людмила Мерварт: у истоков отечественного цейлоноведения и дравидологии // Репрессированные этнографы. Вып. 2. М.: 2003

Краснодембская Н.Г. От Львиного острова до Обители снегов (рассказ о коллекциях МАЭ по Южной Азии). М., 1983

Краснодембская Н.Г. Петербург – Индия: Об этнографической экспедиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) 1914 года // Санкт-Петербург - Индия: история и современность. Спб, 2009

Люстерник Е.А. Научная экспедиция А.М. и Л.А. Мервартов в Индию в 1914 – 1918 гг. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. IV.  Л., 1975


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.