• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление участника НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» Юрия Кондратьева на VIII Научной студенческой конференции по антиковедению

17 октября на очередной, 8ой по счёту, Научной студенческой конференции по антиковедению, проводимой ИКВИА НИУ ВШЭ, с докладом "Иконография женской скульптуры Набатейского царства" выступил участник НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» Юрий Кондратьев

Богиня Тюхе в зодиакальном круге, рельеф из святилища Хирбет эт-Таннур

Богиня Тюхе в зодиакальном круге, рельеф из святилища Хирбет эт-Таннур
Cincinnati Art Museum

Чтение эпиграфических памятников всегда требует знания контекста размещения и назначения надписи. Особенно остро эта проблема стоит перед исследователями семитской эпиграфики, поскольку специфика консонантной письменности резко увеличивает число возможных интерпретаций. Поэтому участники НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху», в меру сил и возможностей, уделяют внимание также изучению смежных с эпиграфикой направлений: археологии, искусствоведению и лингвистике.

Вотивная курильница из святилища Хирбет эт-Таннур
Cincinnati Art Museum

Юрий Кондратьев, специализирующийся в научно-учебной группе на набатейской эпиграфике, постепенно изучает также особенности искусства Набатейского царства. Представленный на конференции доклад был посвящён выявлению характерных черт набатейской религиозной скульптуры. Эта задача осложняется сильным влиянием эллинистической и римской культуры, которое Набатейское царство испытывало на протяжении всего периода своего существования, но особенно в I в. н. э., незадолго до официального присоединения к Римской империи. Тем не менее, многие традиции сохранялись в почти неизменном виде, как, например, использование вместо статуи божества так называемых бетилей – каменных фетишей, которым лишь иногда придавались слабые антропоморфные черты. При этом эллинистические мотивы и сюжеты смело применялись для украшения храмов, святилищ и погребальных комплексов.

Реконструированный восточный фасад святилища Хирбет эт-Таннур
Cincinnati Art Museum

Соединением местных традиций и греческих заимствований характеризуется и разрушенный храмовый комплекс на горе Хирбет эт-Таннур в современной Иордании, особенности скульптурного декора которого были центром доклада. Юрий продемонстрировал, что в иконографии заимствованных из греческой культуры образов (например, богинь Ники и Тюхе) сохраняются традиционные набатейские стилистические решения. На основании своего анализа он выделил несколько характерных черт набатейской скульптуры, таких как фронтальность композиции, нарушение пропорций лица и головы, специфическая моделировка глаз, явно восходящая к общесемитской культовой традиции и другие.

Фрагмент статуи из святилища Хирбет эт-Таннур
Cincinnati Art Museum

С презентацией доклада Юрия можно ознакомиться по ссылке: Иконография женской скульптуры Набатейского Царства (PDF, 3,00 Мб)