• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пунические вотивные стелы: типология и иконография. Доклад Владимира Тимофеева на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»

11 марта на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» Владимир Тимофеев рассказал о типологии и иконографии пунических вотивных стел. В его докладе был представлен краткий обзор распространения и устройства тофетов, детальный разбор типологической схемы с многочисленными примерами, и обзор иконографии основных символов, используемых на стелах.

Пунические стелы в Лувре (архивное фото 1910-х гг.)

Пунические стелы в Лувре (архивное фото 1910-х гг.)
Le Meaux (ed.), 2024

Вотивные стелы являются одними из самых узнаваемых элементов финикийско-пунической культуры в Западном Средиземноморье. Они были неотъемлимой частью ритуалов, осуществлявшихся на т.н. тофетах ‒ особых сакральных пространствах, чьё истинное назначение до сих пор служит предметом ожесточённых споров в науке. Распространение тофетов в пуническом мире ограничивалось довольно небольшим ареалом в Центральном Средиземноморье, включавшим в себя финикийские города и поселения на территории современного Туниса, западной оконечности Сицилии и юго-западной части Сардинии.

Карта распространения тофетов
Brown, 1991 (с дополнениями)

С археологической точки зрения тофеты представляют собой специализированные некрополи, в которых осуществлялись погребения кремированных останков детей раннего возраста или молодых особей домашних животных, помещённых в особый керамический сосуд. Нередко место погребения отмечалось простым или обработанным камнем, или специально изготовленным монументом (стелой). Поэтому любой тофет содержит множество артефактов, относящихся к двум основным категориям: сосуды с прахом и каменные монументы.

Вотивная стела in situ, установленная на сосуд с прахом (Карфаген)
Ben Jerbania et al., 2020

Монументы могли быть разных форм, часто содержали изображения (в том числе рельефные) и надписи. Общее количество известных монументов огромно (более 10 тыс., даже примерное число не определено), многие были обнаружены вне пространства тофетов. Их размеры, форма, изображения варьируются чрезвычайно; специалисты говорят, что абсолютно одинаковые стелы практически не встречаются.

Стелы, обнаруженные при раскопках тофета у поселения Мотия (Сицилия)
T. Kriek, www.motya.info

Массовость захоронений и продолжительность использования одного и того же пространства привели к нагромождению сосудов и монументов друг на друга. При последующих захоронениях сосуды смещались, переворачивались, разбивались; стелы падали, их убирали или использовали повторно. Такой многослойный характер культурных напластований делает раскопки тофетов чрезвычайно сложными.

Фотография раскопок тофета Саламмбо в Карфагене, 1925 г.
Bénichou-Safar, 2004

Огромное разнообразие вотивных стел давно требовало какой-то систематизации. Первая попытка такого рода была предпринята в 1951 г. Мадлен Ур-Мьедан, изучившей изображения на стелах. Анна Мария Биси в 1967 г. опубликовала сводную работу по пуническим стелам, включавшую типологические и иконографические наблюдения. Хотя она и не предложила строгую типологическую схему, тем не менее её монография стала основой для последующих исследований. В 1991 г. Шелби Браун применила статистические методы для анализа композиций на пунических стелах. На данный момент наиболее проработанной является типологическая схема Элен Бенишу-Сафар, которая в своей монографии 2004 г. разделила все монументы, обнаруженные в тофете Карфагена, на 4 класса: камни, геометрические формы, циппусы и собственно стелы.

Типология монументов по Бенишу-Сафар
В. С. Тимофеев

В связи с этой типологией возникает существенная терминологическая проблема. Под названием "стелы" широко известны монументы IV класса по Бенишу-Сафар. Однако изучение стратиграфии тофетов показывает, что монументы всех классов выполняли ту же самую вотивную функцию. Поэтому автор доклада считает допустимым расширить термин "пунические вотивные стелы" на все 4 класса по схеме Бенишу-Сафар.

Фотография раскопок тофета Карфагена, 1922 г.
Le Meaux (ed.), 2024

Французская исследовательница также проследила эволюцию форм пунических стел на тофете Карфагена, в результате чего выявила чёткие тенденции в изменении популярности стел разных форм со временем. Более простые стелы I класса ‒ фактически просто камни ‒ являются в то же время более древними. Затем появляются геометрические формы II класса, и почти одновременно циппусы III класса, которые несут на себе явные признаки египетского влияния. Постепенно египетская мода сменяется греческой и появляются плоские стелы с треугольным завершением IV класса, которые к началу III в. до н.э. полностью вытесняют остальные типы.

Смена популярности форм пунических стел по Бенишу-Сафар
Bénichou-Safar, 2004 (с изменениями и дополнениями)

Как уже упоминалось, изображения на стелах крайне разнообразные: количество вариантов одного и того же мотива многократно превосходит количество форм самих стел. Выделяется ряд наиболее популярных символов: "бутылка" (высокий сосуд с узким горлом), знак богини Танит, рука, кадуцей, диск-с-полумесяцем, пальма и лотос. Происхождение и значение большинства из них по-прежнему не определено.

Основные символы, изображавшиеся на пунических стелах
В. С. Тимофеев

Но даже эти важнейшие символы не имели фиксированной иконографии и могли изображаться десятками, если не сотнями, различных вариантов. Пока можно лишь уловить две основные тенденции в иконографии символов: усложнение и соединение. Усложнение проявляется в том, что изображение приобретает всё больше элементов и дополняется различными деталями. Соединение выражается в стремлении художника совместить в одном изображении несколько символов и мотивов. В результате появляются очень живописные композиции, изящно сочетающие, например, символы кадуцея, Танит и пальмы, в одном сильно антопоморфизованном изображении.

Примеры изображений, составленных из нескольких символов
Hours-Miedan, 1951

К сожалению, из-за большого объёма информации о типологии и иконографии из доклада пришлось исключить обзор палеографии надписей на пунических стелах. Автор надеется представить этот материал в следующем докладе по данной теме в октябре текущего года.

С презентацией доклада Владимира можно ознакомиться по ссылке: Пунические вотивные стелы: типология и иконография (PDF, 5,56 Мб)