Доклад А. Н. Дунцова "Вотивная стела с арабской надписью из мусульманского культового комплекса X - нач. XIII вв. в Дербенте"
На прошедшем 17ого сентября семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» преподаватель ИКВИА Алексей Дунцов рассказал об итогах своей трёхлетней работы над уникальной арабской надписью из Дербента.
В ходе своего двухчасового выступления Алексей Николаевич рассказал о мусульманском культовом комплексе X – нач. XIII в. в Дербенте и детально разобрал надписи на обнаруженных в этом комплексе стелах. Главной темой доклада был анализ самой сложной для интерпретации надписи на стеле №1. Алексей Николаевич предложил свой вариант чтения, высказал предположение о вотивном характере памятника и провел параллели с надписями из другого культового комплекса средневекового Дербента. Помимо участников НУГ, на докладе присутствовали коллеги из Дагестана: д.и.н, профессор, известный археолог Муртазали Серажутдинович Гаджиев, руководитель Дербентской археологической экспедиции, и старший преподаватель кафедры востоковедения Дагестанского государственного университета Магомедрашид Анварбекович Гасанов.
Культовый комплекс
В 2013 году в Дербенте был обнаружен монументальный культовый комплекс, предположительно связанный с ритуалами омовения и очищения. Он примыкает к северной оборонительной стене города, и состоит из вымощенной крупными плитами площадки в центре, нескольких каменных бассейнов, ванны и водоотстойников, соединённых между собой каменными водоводами и глиняными трубами. Центральная площадка, по-видимому, была перекрыта квадратным в плане сооружением из крупных каменных блоков, найденных в развале неподалеку. Вода в комплекс поступала из естественных родников по глиняным трубам. В северо-западном углу комплекса вплотную друг к другу располагались пять стел, четыре из которых содержали арабские куфические надписи. Период функционирования комплекса хорошо датируется по находкам керамики - X-XIII вв., находкам монет - от рубежа VII-VIII вв. до начала XIII вв., и по палеографии надписей - XI-XII вв.
Стелы №2-4
Все надписи на стелах сделаны куфическим письмом. На стелы №2 и №4 нанесены очень краткие надписи, представляющие собой инвокации. Стела №3 содержит две надписи: в углублённом поле со стрельчатым сводом вырезано 12 строк, которые содержат басмалу, шахаду и имена четырёх праведных халифов; над стрельчатым сводом нанесена ещё одна надпись, которая весьма сложна для интерпретации и, возможно, по мнению А. Р. Шихсаидова, представляет собой сокращённый вариант религиозной формулы.
Стела №1
Передняя сторона стелы №1 почти целиком покрыта девятистрочной надписью в низком барельефе, вырезанной в слегка углублённом прямоугольном поле. Поскольку материал стелы — крупнозернистый известняк-ракушечник — обладает низкой устойчивостью к эрозии, надпись сохранилась довольно плохо. Дополнительно осложняет её чтение использованный стиль письма — "цветущий" куфи, в котором буквы имеют растительные орнаментальные элементы. Алексей Николаевич потратил много времени, тщательно анализируя малозаметные следы букв, и смог предложить новое чтение, существенно отличающееся от предыдущего. Согласно его интерпретации, стела представляет собой вотивное посвящение за упокой человека по имени Абд-ал-Муаххир. Несмотря на то, что надпись по своему содержанию напоминает эпитафию, некоторые признаки указывают на то, что стела №1 никогда не была надгробной, а изготовлена специально для культового комплекса.
Баб-ал-кийама
В конце доклада Алексей Николаевич провел параллели между надписями на стелах и эпиграфическим материалом с другого культового объекта средневекового Дербента — «Баб-ал-Кийама» («Врата воскресения»). Комплекс «Баб-ал-Кийама» сформировался у заложенного в средневековье потайного выхода из города, первоначально предназначавшегося для боевых вылазок во время осады. Внутри прохода и на прилегающих участках северной оборонительной стены выявлены многочисленные граффити с религиозными формулами, нанесение которых, по-видимому, было составной частью ритуалов, совершавшихся на этом комплексе, наряду с приношением вотивных даров.
В настоящий момент в составе НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» нет специалиста по арабской эпиграфике, поэтому всем участникам было очень интересно поближе познакомиться с особенностями арабских эпиграфических памятников. В дальнейшем планируется расширить сферу деятельности группы и на это направление семитской эпиграфики.
Презентацию доклада Алексея Николаевича можно скачать по ссылке: Вотивная стела с арабской надписью из мусульманского культового комплекса X - нач. XIII вв. в Дербенте
Институт классического Востока и античности: Преподаватель
Участник НУГ