Доклад Антона Свенциса "Основные коллекции семитской эпиграфики в России"
На восьмом семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» участник группы Антон Свенцис рассказал о первых результатах каталогизации памятников семитской эпиграфики из российских коллекций и о происхождении этих предметов.
28 марта состоялся очередной семинар НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху», на котором Антон Свенцис выступил с докладом "Основные коллекции семитской эпиграфики в России". Основное внимание в докладе было уделено коллекциям Государственного Эрмитажа, как наиболее доступным для каталогизации на данный момент.
Семитская эпиграфика в Государственном Эрмитаже представлена четырьмя основными собраниями: пуническими вотивными стелами, пальмирскими погребальными рельефами и тессерами, южноаравийскими надписями и монетами, а также арамейскими магическими чашами.
Собрание пунических вотивных стел
Пунические стелы происходит из коллекции известного востоковеда и эпиграфиста XIX в. Юлиуса Эйтинга. Он изучал Коран, много лет путешествовал по Ближнему Востоку, и даже принял ислам. Эйтинг внёс значительный вклад в изучение семитской эпиграфики, особенно финикийской. Он был одним из составителей первого тома Corpus Inscriptionum Semiticarum, посвящённого финикийским надписям. В Эрмитаже хранится 33 пунические стелы - вся коллекция Эйтинга, которую он подарил в 1879 г. Из них 26 содержат надписи, остальные только изображения. Эти стелы посвящались по обету карфагенской богине Тиннит.
Собрание пальмирских древностей
Пальмирская коллекция Эрмитажа очень неоднородная и делится на три основных части: 1) знаменитый Пальмирский пошлинный тариф, один из крупнейших памятников семитской эпиграфики; 2) погребальные рельефы; 3) тессеры. Пальмирский пошлинный тариф обнаружил в 1882 г. князь С. С. Абамелек-Лазарев, а в 1901 г. он был привезён в Россию как дар турецкого султана российскому императору. Первый погребальный рельеф был подарен Эрмитажу российским консулом в Дамаске Юзефовичем. Ещё 2 рельефа подарил антиохийский патриарх Григорий IV во время своей поездки в Петербург в 1913 г. Остальные 6 рельефов находились в музее Российского Археологического института в Константинополе, но во время спешной эвакуации учреждения в 1914 г. (вследствие начавшейся войны с Турцией) не были вывезены. Однако в 1928-1929 г. турецкое правительство согласилось вернуть СССР дипломатическую собственность Российской империи. Рельефы были найдены на чердаке здания посольства и переданы в Эрмитаж. Тессеры поступали из самых разных коллекций: от частных лиц, от регулярного поставщика древностей Османа Нури Бея, и из собрания известного коллекционера Н. П. Лихачёва. Всего в Эрмитаже хранится 20 пальмирских тессер, из них 11 содержат надписи.
Собрание южноаравийских древностей
Южноаравийская коллекция в Эрмитаже довольно небольшая. В неё входят 2 надгробия и 1 вотивная надпись, приобретённые у уже упоминавшегося Османа Нури Бея, 1 каменная табличка с надписью из коллекции Н. П. Лихачёва, и 22 монеты в основном невыясненного происхождения, 10 из которых с надписями.
Собрание арамейских магических чаш
Также в Эрмитаже хранится 11 арамейских магических чаш. Это особый месопотамский тип защитных амулетов, представляющий собой керамическую чашу, на которую нанесён текст заклятия и иногда изображения. 3 таких чаши поступили из коллекции РАИК, а 8 из собрания Н. П. Лихачёва. При этом 3 чаши из коллекции Лихачёва имеют лишь имитацию письма, а не полноценный текст.
Над пальмовыми черенками...
Во второй половине семинара А. К. Лявданский провёл практикум по введению в южноаравийскую эпиграфику. Набравшиеся за прошедшие пять месяцев опыта участники довольно быстро освоились с малознакомой письменностью и успешно одолели три надписи. Самой сложной оказалась надпись на пальмовом черенке, сделанная поздним курсивным вариантом южноаравийского письма. Хотя изучение южноаравийской эпиграфики не входило в первоначальные планы группы, однако по мере погружения в увлекательный мир древних семитских письменностей стало очевидно, что необходимо хотя бы познакомиться и с этой независимо сформировавшейся ветвью западносемитского письма. В дальнейшем, возможно, в деятельности группы добавится ещё одно направление.
С презентациями доклада и практикума можно ознакомиться по ссылкам ниже:
Основные коллекции семитской эпиграфики в России
Введение в южноаравийскую эпиграфику