Доклад Юрия Кондратьева "Между Хегрой и Петрой: набатейские надписи на караванном маршруте Дарб аль-Бакра"
На очередном семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» участник группы Юрий Кондратьев представил доклад о набатейской эпиграфической традиции в местности Дарб аль-Бакра (Саудовская Аравия).
16 апреля состоялся семинар НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху», посвящённый набатейской эпиграфике. Первую часть семинара участники группы слушали доклад Юрия Кондратьева о надписях на караванном маршруте Дарб аль-Бакра. Опираясь на результаты работ известной специалистки Лайлы Неме и других исследователей, Юрий рассказал о выявленных набатейских надписях вдоль древнего торгового пути, пролегавшего от оазиса Хегра в современной Саудовской Аравии до знаменитого города Петра в современной Иордании.
Гора надписей
Основное внимание в докладе было уделено формальным характеристикам корпуса: типологии надписей, хронологическому и территориальному распределению, жанровой принадлежности, ономастической характеристике. Отдельно были рассмотрены случаи двуязычных и двуграфичных текстов, встречающихся на этом караванном маршруте. Все выявленные на момент публикации 912 надписей распределены по длине маршрута очень неравномерно. Более половины из них (572 ед.) сосредоточены в ключевой точке - горе Умм Джазаиз.
В то время как археологические памятники Хегры и Петры достаточно хорошо известны, о существовании стабильных караванных маршрутов, подтверждаемом находками надписей, зачастую не знают даже специалисты. Поэтому докладчик постоянно сравнивал корпус надписей маршрута Дарб аль-Бакры с другим давно известным корпусом набатейских надписей - горных ущелий Синайского полуострова. Участники НУГ не только узнали о некоторых особенностях подобных караванных памятников, но и познакомились с наиболее интересными надписями, выделяющимися на фоне массы других, составленных из однотипных формул.
Единственный набатей из набатеев
Надпись UJadhNab 295 (с той самой горы Умм Джазаиз) уникальна для всего корпуса сразу по двум аспектам. Во-первых упоминанием важной для набатеев богини Манат. Во-вторых, однозначным этническим самоопределением - автор прямо называет себя набатеем:
Маасику Набатеец, да будет сохранен в присутствии богини Манат
Город Пророка
Другая надпись с Умм Джазаиз под каталожным номером UJadhNab 459 крайне важна одной маленькой последовательностью из четырех букв: ytrb. Дело в том, что так могло записываться доисламское название города Медина - Ясриб. Если гипотеза подтвердится, то это будет первое упоминание Ясриба в северо-аравийской эпиграфике.
До того оно встречалось в эпиграфике лишь дважды. Первый раз в надписи последнего вавилонского царя Набонида, где он перечислял покоренные им в Аравии города, в том числе и Iá-at-ri-bu. Второй раз в южно-аравийском списке жриц из города Маин, где две женщины указали своей родиной Ясриб. Таким образом перед нами маленькое, но важное указание на наличие связей между набатеями и жителями города будущего Пророка, а также возможное свидетельство того, что жители Ясриба были знакомы с набатейским арамейским языком.
Длинный перечень царей и цариц
После доклада участники группы попробовали разобрать набатейскую надпись из Вади Муса близ Петры. Эта в принципе стандартная посвятительная надпись отличается подробным перечислением всей правящей династии Набатейского царства: в сохранившейся части упоминаются имена царя Ареты, его жены, пятерых детей, жены старшего сына, ещё одной "царицы" и двух её детей. А поскольку детям зачастую давали имена родителей, то разобраться в таком перечне бывает непросто...
С презентацией доклада можно ознакомиться по ссылке ниже:
Между Хегрой и Петрой. Набатейские надписи на караванном маршруте
Участник НУГ
Участник НУГ