• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А. К. Лявданского «Пальмирские тессеры в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина»

На очередном семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» руководитель группы Алексей Кимович Лявданский рассказал о своей работе по публикации предметов с семитскими надписями из российских коллекций.

Пальмирская тессера

Пальмирская тессера
© Государственный Эрмитаж

26ого марта состоялся семинар НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху», на котором участники группы слушали доклад А. К. Лявданского, посвящённый подготовке к публикации нескольких предметов из коллекций ведущих российских музеев: Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Государственного музея истории искусств в Москве.

Пятый семинар НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»
В. С. Тимофеев

Аммонитская печать

Сначала Алексей Кимович рассказал об аммонитской печати из эрмитажного собрания. Она была приобретена в 1911 г. у известного поставщика древностей Османа Нури-Бея. Первоначально по палеографическим наблюдениям печать была определена как западносемитская, возможно финикийская. Однако анализ композиции и иконографии, проведённый А. К. Лявданским, позволил отнести эту печать к кругу подобных предметов, происходящих из заиорданского царства Аммон. Таких печатей известно довольно много, однако подавляющее их большинство не имеет надёжных сведений о происхождении, и поэтому плохо датируется. Один из наиболее надёжных критериев для отнесения печати к кругу аммонитских - это двух- или трёхярусная композиция, где ярусы отделены друг от друга одной или двумя горизонтальными линиями. Печати с двухярусными композициями содержат только текст в две строки, а в трёхярусной композиции средний ярус занят изображением. Печать из Эрмитажа имеет трёхярусную композицию: в верхнем и нижнем ярусах основной текст, в среднем изображён скачущий бык и две буквы. Текст довольно сильно повреждён, и восстанавливается примерно как "[Принадлежит] ʼЭлише, сыну Баʻадиʼеля". Подобные имена известны в ономастиконе аммонитских надписей, но если имя ʼЭлиша довольно частое, то имя Баʻадиʼель встречается только один раз (помимо эрмитажной печати).

Аммонитская печать из собрания Государственного Эрмитажа
В. С. Тимофеев

Пальмирские тессеры

Основная часть доклада была посвящена коллекции пальмирских тессер из ГМИИ. Всего в музее хранится 9 тессер из Пальмиры, 4 из которых содержат надписи. Тип тессер определяется так же, как и у монет, по комбинации изображения аверса и реверса. Все, кроме одной, тессеры из московского музея относятся к известным типам. Среди них есть тессера, надпись на которой сохранилась в лучшем состояниии, чем у известных ранее образцов, что позволяет восстановить полный текст надписи у тессер такого типа. На другой, благодаря новым высококачественным фотографиям, удалось разобрать не замеченную прежде важную деталь изображения. Самая интересная тессера, относящаяся к неизвестному прежде типу, содержит изображения скорпионов, которые считаются символами плохо изученного ханаанского бога врачевания Шадрапа. Вообще подобные символы нередко встречаются на пальмирских рельефах, но тессеры с изображениями скорпионов раннее не были известны. Специально для изучения и публикации тессер участница группы М. Г. Бодрова сделала высокачественные фотографии, и в данный момент работает над созданием 3D моделей.

Пальмирская тессера из собрания ГМИИ
В. С. Тимофеев

Надпись Вахбаллата

По уже сложившейся традиции, на второй половине семинара участники группы читали избранные пальмирские надписи. В этот раз главным героем стала одна из самых ранних надписей, датированная 322 г. (селевкидской эры), то есть 10 г. н.э. Помимо архаического и довольно трудного для чтения пошиба пальмирского письма, надпись уникальна своим содержанием. В ней сообщается, что некий Вахбаллат, сын Матнайи, сына Гадарцу, сына Матнайи (и прочая, и прочая...), освободил и очистил данную гробницу. Это прямое указание на практику переиспользования заброшенных усыпальниц, когда из них выносили все остатки погребённых, их утварь, приводили помещение в порядок и очищали его специальным обрядом.

Надпись Вахбаллата
В. С. Тимофеев