Арамейская эпиграфика в региональных музеях Ирака. Доклад А. К. Лявданского на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»
18 декабря на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» руководитель проекта А. К. Лявданский рассказал о некоторых арамейских магических чашах в собраниях региональных музеев Ирака и об особенностях работы с неопубликованными предметами.

В отличие от европейских и американских музеев, многие музеи на Ближнем Востоке зачастую не имеют собственных интернет-ресурсов, не говоря уже об открытых онлайн-каталогах. Это сильно затрудняет исследовательскую работу, поскольку целые коллекции артефактов, в том числе эпиграфических, остаются неизвестными. Тем не менее, цифровая глобализация позволяет находить информацию об интересующих предметах и даже изучать их.

В своём докладе А. К. Лявданский продемонстрировал методику поиска информации и первые результаты работы с неизданными арамейскими магическими чашами из иракских музеев в Самаве и Эрбиле. Поскольку магические чаши, за счёт интригующего содержания, обладают особой привлекательностью для посетителей, они нередко попадают на панорамы залов, обзоры экспозиций и частные снимки, которые можно найти в социальных сетях, (видео)блогах или онлайн-энциклопедиях. Зачастую оказывается, что качества фотографий вполне достаточно, чтобы разобрать надписи на этих (и других) артефактах.

Докладчик представил первые результаты палеографического и текстологического анализа двух чаш из Самавы и трёх чаш из Эрбиля. Однако наибольший интерес у участников семинара вызвал малоизвестный тип артефактов — большие сосуды с магическими текстами. В музее в Самаве хранится кувшин, чья наружная поверхность полностью покрыта арамеографичными знаками и изображениями демонов. Предварительный анализ показал, что надписи на этом сосуде с высокой долей вероятности являются псевдописьмом, то есть визуальной имитацией текста, не несущей конкретного содержания.

Магические артефакты с псевдописьмом стали привлекать внимание исследователей лишь в последнее десятилетие. Можно сказать, что их изучение находится на переднем крае науки. Поэтому А. К. Лявданский, вместе со студенткой ОП «Библеистика и история Древнего Израиля» М. А. Беспрозванной, планирует подготовить к публикации три магические чаши с псевдописьмом из собрания Государственного Эрмитажа. Исследования псевдописьменности позволяют лучше понимать не только менталитет и духовную культуру людей прошлого, но и особенности эволюции конкретного вида письма, его распространение и использование.
С презентацией доклада можно ознакомиться по ссылке: Арамейская эпиграфика в региональных музеях Ирака

