Знакомство с арамейскими магическими чашами. Доклад Марии Беспрозванной на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»
Первый после летнего перерыва семинар НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» был посвящён феномену арамейских магических чаш. На семинаре с докладом выступила студентка ОП "Библеистика и история Древнего Израиля" Мария Беспрозванная, которая представила историю изучения магических чаш, их языковое и письменное разнообразие, а также структуру и основные особенности магических текстов.
Керамические чаши с нанесенными на них магическими текстами на арамейских языках и сопутствующими изображениями представляют собой особый культурный феномен позднеантичного Ближнего Востока. Помимо бесценной значимости для истории арамейских языков, эти артефакты и тексты важны для понимания народной культуры во время перехода от античности к средневековью, и даже для изучения парамедицинских практик в древности.
Сами чаши не представляют собой какой-то особой группы: это довольно обычные керамические изделия, чей облик не изменялся на протяжении тысячелетий. Как правило, изучаются три аспекта: нанесённый текст, сопутствующее изображение и прагматика использования. В то же время каждый текст требует анализа трёх составляющих: письма, языка и содержания.

Хотя большинство текстов написаны еврейским квадратным письмом на иудео-вавилонском арамейском языке, остальные демонстрируют большое разнообразие письменностей и языков: мандейский, сирийский, пехлеви, арабский и другие. Причём за одним типом письма вполне может скрываться другой язык. Особняком стоят чаши с псевдописьменностью — надписями, лишь имитирующими текст. Их феномен изучен достаточно слабо.

Надписи на чашах в основном содержат заклинания, которые должны защитить владельцев от воздействия злых духов и демонов. Тексты заклинаний представляют собой причудливую смесь самых разных магических формул и сверхъествественных существ, почерпнутых из всевозможных религий Ближнего Востока, от ассиро-вавилонской до мусульманской. Однако, если посмотреть на имена заказчиков, такой религиозный синкретизм становится понятен: среди них встречаются имена арамейского, еврейского, греческого, иранского и прочего происхождения.

Большой интерес вызывают изображения, сопутствующие текстам. Несмотря на их весьма примитивный стиль (очень напоминающий детские рисунки), авторы явно пытались передать ключевые особенности демонов (в частности, длинные волосы) или суть проводимого охранительного ритуала (например, магическое «связывание» злых духов).

К сожалению, большинство магических чаш, находящихся в музейных и частных коллекциях, не имеют надёжных сведений о происхождении. Это затрудняет понимание их предназначения и использования. Имеющаяся информация позволяет предположить, что чаши закладывались под фундамент строящегося дома, чтобы защитить его обитателей от потусторонних сил.
Доклад Марии вызвал большое обсуждение. Особенно ценными были комментарии руководителя проекта А. К. Лявданского, который участвовал в публикации арамейских магических чаш из собрания Государственного Эрмитажа.
С презентацией доклада можно ознакомиться по ссылке: Арамейские магические чаши