• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Типология и иконография пальмирских погребальных рельефов. Доклад Станиславы Хижняковой на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»

Очередной семинар научно-учебной группы «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» был посвящён погребальной скульптуре Пальмиры. Станислава Хижнякова рассказала о типологии и иконографии погребальных рельефов, надписи на которых составляют значительную часть корпуса пальмирской эпиграфики.

Атенатон и Шалмат. Рельеф локулы с двумя фигурами — мужской и женской

Атенатон и Шалмат. Рельеф локулы с двумя фигурами — мужской и женской
Ny Carlsberg Glyptotek, IN 1028

Пальмирские погребальные рельефы являются одними из наиболее узнаваемых памятников знаменитого торгового города. Сделанные с большим мастерством, они соединяют черты эллинистическо-римского искусства с местными традициями. К сожалению, из-за высокой художественной ценности эти артефакты ещё в XIX веке стали объектом бесконтрольной «добычи». Поэтому значительная часть хранящихся в музеях погребальных рельефов из Пальмиры не имеет точных сведений о происхождении.

Таймаха, сын Вахбаллата и брат его Филин. Рельеф локулы с двумя детскими фигурами
Ny Carlsberg Glyptotek, IN 1028

Отсутствие информации о контексте вынуждает исследователей прибегать к методам типологического анализа и относительной хронологии. Первая половина доклада Станиславы содержала краткий обзор типологии пальмирской погребальной скульптуры. Скульптурные рельефы использовались на трёх основных типах погребальных памятников: локулах, саркофагах и стелах. Локулы — это погребальные ниши, которые закрывались плитами с изображением покойного. Также сохранилось довольно значительное число фрагментов скульптурных изображений, принадлежность которых к определённому типу погребального памятника определить невозможно из-за неполной сохранности.

Братех, сын Варнавы, его братья и мать. Рельеф саркофага с групповой композицией
Palmyra Museum, A 218/18

Большинство рельефов содержат изображение одного человека, но также нередки двойные и групповые композиции. Все фигуры можно отнести к одному из четырёх типов: мужская, женская, жреческая и детская. Количественно преобладают одиночные мужские и женские изображения, среди мужских довольно много изображений жрецов.

Огейлу, сын Атенури. Рельеф локулы с жреческой фигурой
Musée du Louvre, AO 2069

Во второй части доклада был представлен обзор иконографических особенностей погребальных рельефов, которые являются основой для датировки по стилистическим признакам. Это направление сейчас активно разрабатывается датскими исследователями во главе с неутомимой Рубиной Раджей. В рамках возглавляемого ею Palmyra Portrait Project за последние несколько лет было выпущено десять монографий и несколько десятков статей. Одним из важнейших результатов является новая хронологическая схема погребальной скульптуры, основанная на стилистическом анализе 156 точно датированных рельефов. Схема разработана отдельно для мужских, женских и жреческих изображений, поскольку их иконографические черты очень сильно различаются.

Датирование мужских фигур (в крайней левой графе - даты в гг. н.э.)
С. О. Хижнякова (на основе Raja et al, 2021)

Наконец, Станислава проанализировала расположение надписей. Как правило, надписи помещались рядом с головой погребённого, однако нередко они дублировались в расширенном виде на условном «постаменте» под рельефом. Двуязычные же надписи в подавляющем большинстве случаев следуют понятному, но от того не менее любопытному, принципу: арамейские наносились справа от головы, а греческие слева (с точки зрения стороннего наблюдателя). Очевидно, что этот принцип происходит из направления письма: справа налево — для арамейского, и слева направо — для греческого. Так же и одиночные арамейские надписи чаще размещались в правой стороне от головы.

Богдан / Аполлодор, сын Элабела. Рельеф локулы с жреческой фигурой и двуязычной греко-арамейской надписью
Musée du Louvre, AO 4086

Этот небольшой, но ёмкий доклад показал, что возможности иконографии для определения контекста надписи далеко ещё не исчерпаны. Помимо достаточно надёжно обоснованной датировки, анализ изображений на погребальных рельефах может указать на тип и место погребения, а также на социальный статус и родственные связи погребённых.

С презентацией доклада Станиславы можно ознакомиться по ссылке: Типология и иконография пальмирских погребальных рельефов (PDF, 1,98 Мб)