Выступление участника НУГ "Семитская эпиграфика в цифровую эпоху" Владимира Тимофеева на международной конференции "Научная мысль мысль неудержимо движется с потоком новой жизни"
28-30 апреля в Санкт-Петербурге усилиями сотрудников ИИМК РАН и СПбФ АРАН была проведена международная конференция, посвященная 160-летию со дня рождения Н. Я. Марра. Владимир Тимофеев выступил с докладом "Сирийские надписи Текорского храма по данным архива Н. Я. Марра"
Смелое решение провести конференцию памяти одного из самых неоднозначных ученых первой половины 20го века - целиком заслуга Марии Владимировны Медведевой, заведующей Научным архивом ИИМК РАН. Главная идея мероприятия состояла в возвращении должного статуса той части наследия Н. Я. Марра, научность которой никогда не подвергалась сомнению. В первую очередь это работы по истории, этнографии и археологии Кавказа, сделавшие имя будущему академику. Неудивительно, что в докладах конференции особенное внимание было уделено работам Анийской экспедиции - наиболее успешному проекту Марра.

В рамках Анийской экспедиции, помимо собственно Анийского городища, Марр с коллегами также обследовал многие близлежащие памятники истории и архитектуры, в том числе знаменитый Текорский храм. Поэтому было очень уместно представить предварительные результаты работы над сирийскими надписями Текорского храма именно на этой конференции. Эти надписи были зафиксированы единственный раз - в ходе осмотра, измерения и фотографирования храма в 1908 г. В Фототделе Научного архива ИИМК РАН сохранилось четыре фотографии с сирийскими надписями, а в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН - дневники и черновые заметки Марра.

Как памятник архитектуры Текорский храм обладает собственной, весьма противоречивой, историей и историографией, которые осложняются тем, что сам храм до наших дней не сохранился. Поэтому невозможно переоценить важность любых неиспользованных ранее материалов, к которым и относятся сирийские надписи. Хотя фотографии были обнаружены в архиве Марра ещё в конце 1980х годов, полноценной публикации они до сих пор не получили.

На сохранившихся фотографиях удалось обнаружить около 10 сирийских и 5 армянских надписей, многочисленные изображения крестов, солярные символы, монограмму и изображение человеческого лица. Надписи в основном коммеморативные и содержат типичные для сирийских клириков подчёркнуто библейские имена: Абрахам, Габриэль, Иов, Илия, Иона, Лазарь. В двух случаях указан религиозный статус авторов: священник и "грешник", т.е. монах. Одна надпись представляет собой обычную инвокацию: "вовеки веков аминь".

Но самый интересный вывод следует из контекста расположения надписей. Значительная их часть была нанесёна на одну из плит облицовки внешней стены, под окном центральной абсиды - т.е. в очень сакральном месте. Здесь необходимо вспомнить, что храм был первоначально освещён как мартирий Святого Саркиса, как об этом сообщает знаменитая ктиторская надпись Саака Камсаракана - главный камень преткновения в историографии Текорского храма. Из всего перечисленного следует, что граффити были оставлены паломниками-сирийцами. Что они делали так далеко от родины и в какой период могли совершать подобные паломничества - это главные вопросы, которые предстоит решить в ходе дальнейшей работы над надписями.

Прошедшая конференция показала, что многое из научного наследия Н. Я. Марра забыто вполне незаслужено. В частности, его археологические разведки и раскопки отличаются высоким для того времени уровнем фиксации. Марр считал невозможным в принципе работать без фотоаппарата, благодаря чему сохранился огромный архив фотографий ныне уничтоженных или несохранившихся памятников. Этот архив, несомненно, нуждается в оцифровке и введении в научный оборот.
С презентацией доклада Владимира можно ознакомиться по ссылке: Сирийские надписи Текорского храма