Древнееврейские монеты: история, типология, иконография. Доклад Антона Свенциса на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»
8 апреля состоялся семинар НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху», посвящённый монетам и другим платёжным средствам древнего Южного Леванта. В рамках семинара Антон Свенцис представил свой доклад "Древнееврейские монеты: история, типология, иконография"
Доклад начался с обзора домонетных платёжных средств и весовых систем Южного Леванта. Основным средством платежа в древнейшее время был скот, позже –– серебро по весу. Вес исчислялся в талантах, минах, сиклях (они же шекели в другом произношении) и других производных единицах. Например, весовая система доахеменидской Иудеи была основана на кратных шекелю значениях, наиболее популярными из которых были 8, 4, 2 и 1 шекеля, а также бека – 0,5 шекеля и незеф – 5/6 шекеля. Считается, что происхождение этой системы тесно связано с египетскими мерами веса.

Первыми монетами, получившими распространение в Южном Леванте, были знаменитые афинские драхмы с совой. Довольно скоро их стали активно копировать в городах Филистии и Самарии. Также образцами для подражания служили монеты финикийских городов и ахеменидских царей. Особенным синкретизмом в плане заимствования мотивов и сюжетов отличались монеты Самарии, зачастую соединявшие элементы греческой, финикийской и ахеменидской иконографии в одной монете.

Заимствование мотивов продолжалось и в эллинистический период. Наряду с местными выпусками, наиболее надёжно определяемыми по легендам палеоеврейским письмом, были широко распространены греческие монеты Птолемеев и Селевкидов. Первая полностью самостоятельная чеканка появилась только во время правления Хасмонейской династии. Это были мелкие бронзовые монеты стоимостью в 2 и 1 лепту. Их иконография включала в себя большое количество мотивов, стилистические решения которых восходят к эллинистическим прообразам, однако смысловое наполнение, очевидно, отличалось. Одним из излюбленных мотивов при Хасмонеях было изображение лилии.

Изображение меноры, ставшее впоследствии самым узнаваемым символом иудаизма, появляется на монетах Маттафии-Антигона, последнего царя из рода Хасмонеев. Для монет этой династии характерны как длинные и развёрнутые легенды палеоеврейским письмом, так и двуязычные арамео-греческие. Двуязычие было настолько сильно укоренено, что даже цари официально носили два имени: еврейское и греческое (как у вышеупомянутого Маттафии-Антигона).

Победа римского влияния в Иудее, в результате которой Маттафию сменил царь Ирод и его потомки (династия Иродиадов), отразилась и в монетной чеканке. Полностью исчезают древнееврейские легенды, появляются типичные римские мотивы, но сохраняются и некоторые наиболее популярные из предыдущей традиции: финиковая пальма, рог изобилия, колосья злаков. Нередки “двусторонние” монеты: одна сторона посвящена правящему римскому императору, другая – местному царю.

От времён первой иудейской войны 66-73 гг. н.э. известно несколько местных выпусков, оставшихся, впрочем, малозначительными. Монеты содержали безыменные легенды палеоеврейским письмом и мотивы, характерные для праздника Суккот. Но более известны монетные выпуски времён восстания Бар-Кохбы (132-136 гг. н.э.). Большинство монет этого периода были выпущены путём перечеканки римских монет. Они содержат легенды палеоеврейским письмом и разнообразные местные мотивы: Иерусалимский храм, гроздь винограда, финиковая пальма, амфора и т.д. Одним из наиболее заметных новшеств является использование мотивов разнообразных музыкальных инструментов, таких как лира, кифара, трубы.

Столь подробный обзор нумизматики Южного Леванта необходим не только для изучения особенностей древнееврейских надписей на монетах, но и для понимания местной иконографической традиции. Вполне очевидно, что одни и те же изображения могут встречаться как на монетах, так и на других эпиграфических носителях, и тем самым служить дополнительным источником сведений о датировке памятника.
С докладом Антона можно ознакомиться по ссылке: Древнееврейские монеты. История, типология, иконография