Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поддельные предметы с пальмирскими надписями. Доклад А. К. Лявданского на семинаре НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху»

Мероприятие завершено

Трудно представить, чтобы эпиграфист в своей работе хоть раз не столкнулся с подделкой. Эпиграфика Пальмиры – не исключение, в особенности потому, что пальмирские артефакты (главным образом погребальные рельефы) очень популярны на рынке антиквариата, и до недавнего времени часто появлялись на аукционах. 3 декабря в рамках внеочередного семинара НУГ «Семитская эпиграфика в цифровую эпоху» руководитель группы Алексей Кимович Лявданский расскажет о своём опыте выявления поддельных предметов с пальмирскими надписями.

Поддельный погребальный рельеф из Пальмиры
Поддельный пальмирский рельеф

Артефакты, которые будут представлены в докладе, имеют разную историю, но прежде всего важно отметить, что все они появились в музеях и частных коллекциях задолго до начала недавних конфликтов на Ближнем Востоке, связанных с «арабской весной». Речь пойдет о нескольких погребальных рельефах и о некоторых других предметах, которые представляют собой либо бесспорные подделки, либо их подлинность сомнительна, что требует внимательного изучения.

Оценка подлинности подобных предметов основывается на нескольких критериях, соответствующих ряду параметров. Поскольку ценность артефактов, о которых идет речь, определяется скорее изображением, чем надписью, здесь нельзя не учитывать критерии, относящиеся к компетенции искусствоведов, а не эпиграфистов. Иногда решающим оказывается материал изучаемого предмета, если известно, что использованный при изготовлении предполагаемой подделки материал не был в ходу в данной местности в данное время. В том, что касается самой надписи, ее достоверность рассматривается как с точки зрения палеографии, так и с точки зрения языка, в данном случае пальмирского арамейского языка.

Каковы типичные «подозрительные» черты надписи? Неправильная или слишком правильная форма букв, неизвестные ранее слова или имена, нехарактерные для данного языка конструкции, неожиданные орфографические ошибки. Каждая из этих черт, взятая по отдельности, может присутствовать и в аутентичных надписях. Сочетание же этих черт, вместе с признаками поддельности изображения и (или) материала, могут привести эксперта к убедительному выводу о неподлинности данного артефакта в целом.